Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Картотека дидактических игр для старшей группы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дидактические игры по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром


изучение мира природы

найди такой же листик

Познакомьте ребенка с понятием «листопад».

Соберите опавшие листья. вместе с малышом вдохните этот неповторимый запах осенней листвы, рассмотрите листья на свет, полюбуйтесь их цветом и узором прожилок.
положите перед малышом березовые и кленовые листья и обратите его внимание на их различия по цвету, размеру и форме. затем, показывайте ребенку, например, кленовый лист и просите найти такой же. затем попробуйте найти дерево, с которого упал этот листик.

рассортируй листья

Наберите охапку листьев и положите их на лавочке. затем предложите крохе разложить все листья на две кучки по какому-то определенному признаку: большие и маленькие листья; желтые и красные; березовые и кленовые.

что на что похоже?

Собирая природный материал, определяйте, что на что похоже. например, шишка - на ежика, шляпка желудя - на настоящую шапочку, крылатки ясеня и клена - на лепестки цветов и т.д.
вернувшись домой, можно сделать соответствующие поделки.

осенний венок

Покажите ребенку, как можно сплести из осенних листьев венок. сфотографируйте ребенка в этом осеннем венке.

птицы и звери

Приготовьте фигурки различных животных или карточки с их изображениями. рассмотрите с малышом зверей и выделите их общие признаки (у них есть голова, уши, нос, туловище, лапы, хвост, тела их покрыты шерстью). точно так же рассмотрите и прокомментируйте изображения птиц (у них есть голова, клюв, нет ушей и носа, их тела покрыты перьями). затем предложите малышу распределить все карточки на две группы: птиц и зверей.

домашние и дикие животные

Нарисуйте дом и лес. приготовьте карточки с изображениями домашних животных и обитателей наших лесов. предложите ребенку распределить животных на тех, кто живёт рядом с человеком, и тех, кого можно встретить только в лесу.

кто летает?

Вы показываете малышу предметные картинки с изображением различных животных. если это животное летает (ворона, стрекоза и т.п.) - ребенок машет руками, будто летает. если животное не может летать - ребенок ничего не делает или хлопает в ладоши. также можно изображать, кто умеет плавать (крокодил, утка, рыба) или кто умеет прыгать (кузнечик, лягушка, кошка).

третий лишний

Можно предложить ребенку игру «третий лишний». положите перед ним три карточки: два гриба и одно яблоко. спросите, что тут лишнее. на первых порах «лишний» предмет должен существенно отличаться от остальных двух (две картофелины и пингвин, два апельсина и шишка), чуть позже отличие должно быть менее выраженным (два яблока и груша, два белых гриба и сыроежка).

что в корзиночке лежит?

Положите в корзинку овощи и фрукты (по 1 - 2 штуки каждого вида). пусть ребенок достает их по одному из корзинки и называет. можно ещё раскладывать в две миски - овощи и фрукты. или нарисовать дерево и грядку на картоне и раскладывать плоды на них. или ещё интереснее задание - «варить» компот и суп: раскладывать фрукты в банку, а овощи в кастрюлю.

изучение мира предметов


что в коробочке лежит?

В коробке лежат различные предметы (пуговица, расческа, фломастер, книжка и т.д.). ребенок по очереди достает их, называет и говорит, зачем они нужны.

транспорт

Доставайте из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. рассматривайте и отметьте материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. выделите их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и их различия.

посуда

Нарисуйте на листе бумаги карандашом шкаф с полками. скажите, что сейчас надо заполнить шкаф посудой. пусть ребенок вам говорит, что рисовать, а вы будете «расставлять»: чашку, кастрюлю, чайник и т.д.

выбери предметы

На столе разложены различные предметы. предложите малышу выбрать только те предметы, которые ему помогут утром умыться (мыло, полотенце, зубная щетка, паста) или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).

одежда и обувь

Подберите предметные картинки с изображениями одежды или можно использовать иллюстрации из книг. с опорой на картинки обсудите с крохой, какую одежду и обувь надо одевать, когда на улице холодно или, наоборот, жарко.

одеваем куклу

Возьмите куклу. предложите ребенку пойти с ней на прогулку, но только сначала он должен будет подобрать для нее одежду по погоде (если сейчас у вас зима - то и одеть её надо в теплую шубку, шапку, сапоги).


рассматривание сюжетных картинок

С целью изучения окружающей обстановки очень хорошо подходят сюжетные картинки, где например, изображена обстановка комнаты - тогда можно с ребенком обсудить, для чего нужен стол, стул, что убирают на полки, а что хранят в шкафу и т.д.

приобщение к трудовой деятельности

стирка

налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. а потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка - развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.

мытьё посуды

иногда кукольную посуду тоже надо мыть. приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй - с чистой. покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.

беседы по картинкам

рассматривайте с ребенком сюжетные картинки, где изображён труд людей: «водитель автобуса везёт детей», «доктор лечит мальчика», «садовник сажает деревья» и т.д. обсуждайте нарисованное: кто изображен на картинке, что каждый из них делает, что было бы, если бы не было докторов, учителей, воспитателей и т.д.

Материал к занятию.

Организация: МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района

Населенный пункт: Республика Тыва, село Дерзиг-Аксы

Дидактические задачи: Проверить и закрепить представления о времени. Формировать сосредоточенность внимания и быстроту ответа. Учить по частному определять общее и из общего определять частное.

Игровая задача: Кто быстро и правильно ответит.

Игровые действия: Ловить мяч и отвечать на вопрос. Правила игры. Внимательно слушать вопрос и при получении мяча отвечать в соответствии |с условиями (учителя).

Оборудование: Мяч средней величины.

Учитель : Сегодня у нас будет дидактическая игра «Большой экзамен». На экзамене учитель задает вопросы, а ученик отвечает. Отвечать будет тот, кому я брошу мяч. Вот, например, я скажу: - Утро. А что дальше? Что наступает после утра? (День). А что следует за днем? (Вечер). А дальше? (Ночь). Как одним словом назвать утро, день, вечер и ночь?

Начали: Зима, а за нею? Весна, а за нею? Зима, весна, лето, осень - что это? (Времена года).

Сколько дней в неделе?

Сколько месяцев в году?

Назовите летние месяцы.

Назовите осенние месяцы.

Назовите зимние месяцы.

Назовите весенние месяцы.

Почему лося называют лесным великаном? (Вес его достигает 400 кг, за сутки он может съесть 1700 веток).

Почему лису назвали Патрикеевна? (Лет 600 назад жил князь Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью).

Назовите главный корм белок? (Семена хвойных деревьев).

Что делает медведь зимой? (Спит в берлоге).

Какие съедобные грибы вы знаете?

Можно ли сбивать в лесу ногами мухоморы?

Заготавливает ли заяц еду на зиму?

Где растет?

Дидактическая задача: Знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Игровые действия: Учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.

Деревья , кустарники , травы.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Игровые действия: Учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень - показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.

Летает - не летает.

Дидактическая задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.

Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.

Домашние и дикие животные.

Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». (Корова)

Назови детенышей.

Дидактическая задача: знать название детенышей домашних и диких животных.

Игровые действия: Учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша.. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.

Съедобное и несъедобное.

Дидактическая задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: Учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

Эстафета цветов - «Шаг - цветок» .

Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Кто назвал растение - шаг вперед, повторился с названием или не сказал - оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту.

Найти пять одинаковых листьев

Дидактическая задача: Закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с са­мими растениями. Развитие наблюдательности.

Игровые действия: Игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения (причем найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые 5 человек, которые правильно выполнили задание.

Список использованной литературы.

  1. Л.Д.Ласкина и др. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах: метод. Беседы: кн. для учителя – М.: Просвещение, 2001.
  3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс – М.: ВАКО, 2004

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Зачем в городе нужны улицы

Цели:

— уточнить и расширить представление детей об устройстве улицы:

Дома расположены по порядку, имеют номера, а улицы — названия,

Вдоль домов идут пешеходные дорожки — тротуары, обсаженные деревьями, кустами, которые защищают пешеходов от пыли, выхлопных газов, холодных ветров и т.д.,

Фонарные столбы освещают улицу в темное время суток,

Посередине улицы — дорога для машин, на перекрестках дорог — светофоры и «полосатые дорожки» — переходы,

На улицах расположены магазины, аптеки, больницы, детские сады, школы и т.д., чтобы жители могли покупать продукты и лекарства, побывать у врача, дети могли учиться;

— закрепить правила поведения на улицах, предупредить детей о последствиях нарушения правил.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок или взрослый в костюме лесного гостя, модели зданий разного назначения (жилой дом, детский сад, школа и т.д.) с номерами, деревья, переходы — «зебры», светофоры, фонари и др., фигурки людей, разные виды машин для игры на построенной улице. Всего должно быть много, чтобы дети могли развернуть игру.

Предварительная работа:

— совершать целевые прогулки по микрорайону детского сада, рассказывать детям об устройстве улиц, повторять правила дорожного движения;

— изучать план микрорайона детского сада или всего района.

В комнату входит встревоженный Старичок-Лесовичок.

Воспитатель . Старичок-Лесовичок, расскажи, что с тобой случилось?

Старичок-Лесовичок . Я так давно не был в городе. Забыл правила, с которыми вы меня знакомили, когда были в младшей группе. По-моему, машин стало еще больше. Так страшно ходить по улицам. У меня в лесу ничего не изменилось. Машин нет, звери ходят где хотят. Я гуляю — никого не боюсь.

Воспитатель . Старичок-Лесовичок, и в городе не нужно бояться. На улице все устроено для удобства людей. Ты пришел вовремя. Мы с ребятами решили построить городскую улицу и поиграть. Уже все приготовили: дома, деревья, светофоры, фонари, машины, фигурки людей. Мы будем строить улицу и напомним тебе все, что ты забыл, а ты смотри и спрашивай.

Старичок-Лесовичок. Как должны быть расположены дома?

Воспитатель и дети расставляют дома в ряд.

Воспитатель . Легко ли людям найти нужный дом, если здания будут стоять как попало? Жильцы, может быть, запомнят свой дом, а кому еще приходится находить нужные дома?

Дети называют врача, таксиста, мастера по ремонту, почтальона, гостей и т.д. Воспитатель может подсказывать, если дети затрудняются с ответом. Старичок-Лесовичок, дома не только расположены в ряд, но и имеют номера, а улицы — названия. На одной стороне улицы номера 1,3,5,7 — нечетные, а на другой — 2,4,6, 8, 10 — четные. Все очень просто и удобно. Например, почтальон смотрит на конверт и несет письмо в тот дом, который указан в адресе. У нас на домах тоже есть номера. Ребята, расставьте дома по порядку.

Старичок-Лесовичок. Это я понял, а зачем две дороги и деревья?

Воспитатель. Сейчас ребята объяснят тебе.

Дети и воспитатель вместе объясняют, что дорога вдоль домов называется тротуаром, по нему ходят люди, а посередине улицы — дорога для машин. Машины не могут наехать на людей. Деревья и кусты защищают пешеходов от пыли, газов от транспорта, холодного ветра; на деревьях живут птицы, жуки, бабочки.

Старичок-Лесовичок. Я согласен с тем, что разные дороги для людей и машин — это хорошо, но зачем столбы с зеленым, желтым и красным светом и полосатые дорожки?

Дети напоминают, что столбы с огнями называются светофорами. Поскольку в городе очень много машин и они едут непрерывно, на светофоре зажигается то красный, то желтый, то зеленый сигналы, чтобы люди могли перейти улицу.

Воспитатель . О светофоре есть стихотворение, послушайте отрывок:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день и ночь,

Зеленый, желтый, красный.

А. Северный

Старичок-Лесовичок. Ребята помнят, на какой сигнал надо переходить дорогу? А машины обязательно остановятся? А если кто-то пойдет на красный свет, что будет?

Дети отвечают.

Светофор — это замечательно придумано, надо только внимательно смотреть! Зачем же фонари на улицах?

Ребята объясняют, что некоторым людям приходится поздно возвращаться с работы, из гостей, из театра. В темноте можно споткнуться, упасть. Чтобы этого не случилось, на улицах зажигают фонари.

Затем дети строят улицу, определяют переходы, расставляют светофоры, фонари, деревья.

Воспитатель . Получилась длинная, прямая широкая улица. Кроме домов, в которых живут люди, что обязательно должно быть на ней?

Дети называют продуктовый магазин, аптеку, детский сад и т.д. и прикрепляют на дома вывески.

Как мы назовем нашу улицу?

Дети обсуждают название улицы.

Посмотрите внимательно, чего не хватает на нашей улице?

Дети . Урн для мусора, цветов около домов, скамеек для отдыха, площадок для детей во дворах.

Старичок-Лесовичок . У вас получилась очень красивая улица, но только пустая. Нет ни людей, ни машин.

Воспитатель. Сейчас будут. Представьте, наступило утро. Из гаражей выехали машины, из домов вышли люди.

Дети расставляют фигурки людей и машин.

Мама с детьми вышла из дома, повела их в детский сад. Они дошли до перехода. Что они сделали?

Дети. Посмотрели на светофор.

Воспитатель . На нем зеленый свет. Что дальше сделают мама и дети?

Дети. Перейдут улицу.

Воспитатель. Что в это время делают машины?

Дети. Ждут для себя зеленого сигнала светофора.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, ты понял, что городская улица устроена очень удобно для жителей. Не бойся ходить по улицам. Бывай почаще у нас в гостях. Мы всегда тебе рады.

Наша улица готова, можно играть. Пешеходы и водители машин, соблюдайте правила дорожного движения.

Старичок-Лесовичок наблюдает за детьми, может о чем-то спрашивать. Когда игра заканчивается, он благодарит детей, прощается и уходит.

Зачем в городе нужны магазины

Цели:

— уточнить представление о назначении магазинов, деньгах как измерителе ценности продуктов, товаров или услуг, о том, что деньги бывают бумажные (купюры) и металлические (монеты) и изготавливаются на специальных заводах и фабриках;

— закрепить общее представление детей о том, кем работают их родители, что за выполняемую работу взрослые получают деньги — зарплату;

— научить детей покупать продукты, платить за них деньги, благодарить за покупку.

Оборудование : атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»: витрины, продукты, касса, деньги (металлические — настоящие, бумажные — изготовленные на ксероксе, 1—2 настоящие купюры для рассматривания на них водяных знаков).

Примечание. Желательно, чтобы вместо куклы роль Старичка-Лесовичка исполнял взрослый.

Предварительная работа:

— провести беседу с детьми о профессии родителей, работе сотрудников детского сада;

— рассмотреть и обсудить картины на тему «Кем быть?»;

— устраивать целевые посещения гастронома, магазинов одежды, мебели и т.д.

Детям следует объяснить, что бумажные деньги для игры, изготовленные на ксероксе, не настоящие. На них ничего нельзя купить в настоящих магазинах.

Продуктов в «магазине» должно быть много, чтобы каждый ребенок мог купить несколько видов товаров. Продавцом может выступить ребенок подготовительной группы, а покупателем — воспитатель, показывающий, как нужно вести себя в магазине.

Дети с воспитателем готовятся к сюжетно-ролевой игре «Магазин»: устраивают витрины, кассу, рисуют ценники. У детей — кошельки с бумажными купюрами и металлическими монетами. Входит Старичок- Лесовичок, здоровается и удивляется необычной обстановке в группе. Дети говорят ему, что хотят играть в магазин.

Старичок-Лесовичок . Ребята, я тоже хочу играть в магазин, хочу купить себе новую куртку.

Воспитатель. Ноу нас не магазин одежды, а продуктовый.

Старичок-Лесовичок . Разве магазины бывают разные? Что в них продается?

Дети объясняют, что в продуктовом магазине продаются всевозможные хлебобулочные изделия: караваи, батоны, булочки, ватрушки, молочные — молоко, сметана, творог, кефир и т.д.

Я все понял. Хочу купить кефир, никогда не пил его, даже не знаю, какой он на вкус.

Воспитатель. Кефир стоит... (цена) рублей. Деньги нужно платить в кассу.

Старичок-Лесовичок . Деньги? Что это такое?

Воспитатель . Ребята, давайте объясним нашему лесному гостю, что такое деньги.

Дети с помощью воспитателя рассказывают о том, что деньги бывают бумажные и металлические. (Показывают.) Бумажные деньги называются «купюрами», металлические — «монетами». Купюры и монеты бывают разного достоинства, т.е. разной стоимости. На деньгах указана цифра. Чем цифра больше, тем выше ее стоимость, значит, на нее можно купить больше продуктов и других товаров. Дети показывают Старичку-Лесовичку деньги разной стоимости и, указывая на ценники, объясняют, что могут купить.

Старичок-Лесовичок . Замечательно! Дайте мне краски, бумагу, я сделаю себе деньги.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, деньги рисовать нельзя. Их изготавливают на фабрике ГОЗНАК, на специальной бумаге с водяными знаками. Посмотри купюру на свет — знаки видны. Если деньги ненастоящие, в магазине тебе ничего не продадут.

Старичок-Лесовичок. Вы меня расстроили. Где же мне взять эти монеты, купюры? Где вы их берете?

Дети объясняют: деньги им дают родители, а те их зарабатывают. Что значит зарабатывать? Где их зарабатывают?

Дети с помощью воспитателя рассказывают о том, где взрослые работают. Кто-то врачом, кто-то учителем, шофером, продавцом. В большом городе много фабрик, заводов, учреждений, там каждый выполняет свою работу. За выполненную работу платят деньги — зарплату. На эти деньги жители покупают продукты, вещи, необходимые в доме предметы: холодильник, телевизор, компьютер, мебель, детям — игрушки и т.п.

У меня в лесу нет никаких магазинов, а у моих друзей, лесных зверей и птиц, нет денег. Я иду по лесу, увидел гриб — сорвал его, встретил кусты малины, смородины — поел ягод, собрал в туесок, принес в свой домик, высушил, чтобы можно было зимой чай попить. Очень хорошо и удобно!

Воспитатель . Люди и лесные звери живут по-разному. Лес для животных — родной дом. Он их кормит, защищает от непогоды, помогает вырастить детенышей, научить их добывать пищу. А в городе нельзя прожить без магазинов. Людям постоянно нужна еда, одежда и очень много самых разных предметов. Ребята, назовите, что вам нужно каждый день, какие предметы?

Дети называют все, что им кажется необходимым: зубная паста, мыло, бумага, книги и т.д.

Старичок-Лесовичок. Я все понял: надо работать, получать деньги и покупать все необходимое для жизни.

Воспитатель. Мы с ребятами играем в магазин. Я тебе дам денег, и ты сможешь что-нибудь купить. Бумажные деньги у нас ненастоящие. Мы учимся понятно объяснять продавцу, что хотим купить, учимся платить деньги, получать сдачу, благодарить за покупку.

Игра продолжается. Как правило, игра в «Магазин» переходит в игру «Семья»: из купленных продуктов готовится обед, приглашаются гости.

Как больной может получить помощь в городе

Цели:

— расширить представление детей о лекарственных растениях: малине, мать-и-мачехе, подорожнике, клевере, познакомить с новым растением — медуницей;

— объяснить, что из определенных растений делают лекарства, которые продают в аптеках, на определенные лекарства врач выписывает рецепт;

— научить узнавать лекарственные растения на картинках;

— воспитывать заботливое отношение к больному.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, лекарственные травы, купленные в аптеке, 2—3 лекарства, приготовленные из трав, картинки с изображением клевера, подорожника, мать- и-мачехи, медуницы, шапочки с изображением знакомых детям луговых цветов, какой-нибудь подарок для лесного гостя, например шарф, рукавички.

Примечание. Лекарственные растения воспитатель выбирает по своему усмотрению; для старших дошкольников их может быть 6—7.

Воспитатель. Я шла в детский сад и встретила Старичка-Лесовичка.

Старичок-Лесовичок грустный, уставший, кивает детям.

Ребята, Старичок-Лесовичок долго добирался к нам из леса и на холоде простудился. Он кашляет, у него болят голова и горло. Он даже не может поздороваться, у него нет голоса. Старичок-Лесовичок очень расстроился. Он сказал мне, что у него в домике много лекарственных трав. Он собирал их летом в лесу и на лугу. Если бы он был у себя дома, то заварил бы чай с малиной или мать-и-мачехой, выпил и перестал бы болеть. Старичок-Лесовичок не знает, как вылечиться в городе.

Ребята, мы сможем помочь Старичку-Лесовичку? Люди в городе тоже лечатся лекарственными травами. Вспомните, кого из вас мама или бабушка поила чаем с какой-нибудь лекарственной травой?

Дети отвечают. Воспитатель обращается к ребенку, который ответил на вопрос.

Что у тебя болело? После чая с лекарственной травой тебе стало лучше?

Ребенок отвечает.

Старичок-Лесовичок, не волнуйся, мы обязательно тебя вылечим. Наши ребята, хотя живут в городе, знают некоторые лекарственные травы. Я приготовила картинки. Сейчас мы их рассмотрим и назовем эти травы. Старичок-Лесовичок, слушай внимательно, правильно ли мы их называем.

Воспитатель показывает картинку за картинкой. Если дети называют растение правильно, Старичок-Лесовичок кивает, и ребенок рассказывает, как узнал растение. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам называет растение и его отличительные признаки.

Например: «Это красный клевер. Его еще называют кашкой. У клевера цветочки собраны в круглый помпон. Каждый листок состоит из трех маленьких листочков».

Лекарственных растений много. Я сейчас покажу новое для вас растение. Оно называется медуница. Посмотрите, какое оно красивое. Цветочки розовые, синие и фиолетовые собраны вместе, чтобы пчелки издалека увидели их. Старичок-Лесовичок, почему у этого растения такое название? У него цветочки медовые?

Старичок-Лесовичок шепчет ответ на ухо воспитателю, а тот говорит его детям.

Сами цветочки не медовые, но у них внутри очень много сладкого сока — нектара. У медуницы раньше, чем у других цветов, начинает появляться нектар. Пчелы достают его, несут в свой дом-улей и там делают мед. А еще медуницу собирают, сушат, заваривают из нее чай и пьют от простуды. Вот какое это замечательное растение! Запомните его название — медуница. Скажите все вместе медуница.

Дети повторяют. Старичок-Лесовичок спрашивает, где же в городе можно найти лекарственные растения, чтобы полечиться?

Дети. В аптеке.

Воспитатель. А что такое аптека? Объясните.

Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы.

Аптека — магазин, в котором продаются лекарства. Там можно купить и лекарственные растения. Они высушены и положены в коробки.

Я сегодня заходила в аптеку и купила мать-и-мачеху. Это растение похоже на одуванчик: желтые цветы со множеством лепестков и длинным стебельком. Но листочки у мать-и-мачехи широкие, округлые, с резным краем. Растет этот цветок на берегах рек, склонах оврагов, в полях.

Воспитатель достает 2—3 коробочки с лекарственными растениями, называет каждое, читает, как их использовать. Дети вместе со Старичком- Лесовичком рассматривают рисунки на коробках.

Из лекарственных растений делают капли, настойки, мази, кремы. Я купила лекарство, приготовленное из корней валерианы. У этого растения очень сильный аромат — и у цветов, и у корней. Капли из валерианы пьют, чтобы успокоиться или когда болит сердце. Некоторые лекарства в аптеке продают по рецепту. Ребята, вы знаете, кто выписывает рецепт? Расскажите Старичку-Лесовичку.

Дети отвечают.

Старичок-Лесовичок, все мы тебе рассказали. Пора тебя лечить. Ребята, кто знает, как сделать чай из лекарственной травы?

Дети отвечают.

Правильно, для этого надо взять ложку сухих листочков, положить в чайник, залить горячей водой, накрыть чайник полотенцем или салфеткой. Постоит чай 2—3 часа и можно его пить. Выпьешь и будешь здоров. Старичок-Лесовичок, мы отдаем тебе это лекарство. Еще я хочу подарить тебе шарф, чтобы ты не простужался. Ребята, наденьте на Старичка-Лесовичка шарф. Наш гость что-то хочет сказать? Как вы думаете, что он сказал? (Спасибо за лекарство и за шарф.) Ребята, Старичок-Лесовичок любит смотреть, как дети играют. Повеселим нашего друга, чтобы он скорее поправлялся. Покажем, как мы умеем играть. Сейчас вы все будете разными цветами. (Раздает шапочки, дети рассматривают картинки и называют цветы.) Сейчас за окном зима. Представьте, что наступило лето.

Взошло солнышко, все цветочки потянулись вверх. Вдруг подул ветер, цветочки закачались. Пошел дождик, цветочки наклонились, закрылись. Дождик закончился, снова выглянуло солнце. Цветочки опять потянулись к небу.

Старичок-Лесовичок, тебе понравилось, как дети играли? Наш гость устал. Где ему в детском саду можно отдохнуть? Сейчас мы отведем его к медсестре. Она приготовит ему чай из мать-и-мачехи.

Вот и закончилась наша встреча со Старичком-Лесовичком. Вы можете дома рассказать, что узнали о лекарственных растениях, как мы лечили нашего лесного гостя.

Примечание. Детям старшего возраста в конце занятия следует задать вопрос: «О каких еще лекарственных растениях вы хотели бы узнать?»

Игру можно закончить чаепитием: дети и Старичок-Лесовичок пьют витаминный чай из лекарственных трав.

Где в городе учатся дети

Цели:

— уточнить представление детей о том, где учатся старшие ребята (например, старшие братья и сестры), кто их учит, чему; как устроен класс и организован процесс обучения (урок, перемена);

— расширить представление о том, чему и как учат лесные животные своих детенышей.

Оборудование: картины из жизни диких животных, картины о школе, колокольчик.

Примечание . Желательно, чтобы роль Старичка-Лесовичка исполнял взрослый.

Предварительная работа:

— провести экскурсию в школе и/или пригласить в детский сад ученика начальных классов — брата или сестру кого- либо из воспитанников;

— рассматривать и комментировать вместе с детьми иллюстрации на тему воспитания лесными зверями своих детенышей.

Воспитатель развешивает в общей комнате картины: «Зайцы», «Белка с бельчатами», «Волк с волчатами», «Купание медведей», «Ежи», «Лиса с лисятами» и др.

Приходит Старичок-Лесовичок, здоровается, подходит к картинам и восхищается ими.

Старичок-Лесовичок. Какие замечательные картины! Звери, как живые! Что нарисовано на этой картине? (Подходит с детьми к любой картине и спрашивает, что делают детеныши, что делает взрослое животное.) Как вы думаете, что говорит лиса или белка на зверином языке своим деткам?

Дети отвечают.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, мы читали интересные рассказы Евгения Чарушина, рассматривали картинки в книге. Наши ребята знают, как зайчиха, белка учат своих детенышей. Ребята, вспомните, что говорит зайчиха зайчатам.

Дети отвечают, после чего воспитатель проговаривает слова зайчихи.

«Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите. Никто вас, сереньких, здесь не увидит. А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет — кто вас найдет?» Белка, лиса, медведица по-своему учат своих детенышей.

Воспитатель читает рассказ о белке, лисе или медведице.

Старичок-Лесовичок. Замечательную книгу написал Евгений Чарушин. В лесу трудно выжить зверятам. Они маленькие, не умеют защищаться, не знают, что есть можно, а что нельзя. Взрослые звери, родители, учат их, как затаиться, как нору копать, как шишки шелушить. Вы тоже еще маленькие. Кто вас учит?

Дети рассказывают о том, как их учат родители, воспитатели, а после детского сада в школе их будут учить учителя.

Что такое школа? Чему учат в школе? Как она устроена? Расскажите, мне это очень интересно!

Воспитатель и дети показывают гостю картины о школе и рассказывают, как устроен класс, какие школьные принадлежности есть у учеников. (Если дети ходили на экскурсию в школу они могут описать Старичку-Лесовичку здание школы, разные кабинеты, рассказать, где ученики обедают, занимаются спортом, читают книги и т.п.)

Воспитатель . В школе есть уроки и перемены. Сейчас нас на такую перемену позовет веселый звонок.

Воспитатель звонит в колокольчик и предлагает детям поиграть в любую подвижную игру.

В школе после перемены ребята снова идут в класс и продолжают учиться. Старичок-Лесовичок, ты, наверное, не знаешь, что есть особые школы, в которых учат музыке, есть спортивные, воскресные, в которых дети могут заниматься по выходным.

Старичок-Лесовичок . Ребята, у кого есть братья или сестры, которые уже учатся в школе? Они вам рассказывают о ней? Вам хочется учиться в школе? Вы все пойдете учиться в одну или в разные школы?

Дети отвечают.

Как много я сегодня узнал. Вас, детей, обучают преподаватели в специальных школах, а звериные детеныши все узнают в «лесной школе». Их учат родители — взрослые звери. Спасибо вам большое за интересный рассказ.

Старичок-Лесовичок прощается и уходит.

На каком наземном транспорте мы ездим в городе

Цель: расширить представление детей о разных видах городского транспорта, его назначении, правилах поведения в нем.

Оборудование : кукла Старичок-Лесовичок, картинки с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая, план города.

Предварительная работа:

— показать детям ближайшую к детскому саду остановку городского транспорта;

— рассмотреть изображения разных видов транспорта, назвать каждый, через какое-то время попросить детей повторить названия;

— узнать у детей, кто из них и куда ездил на городском транспорте, какие правила поведения в общественном транспорте они знают;

— загадывать детям загадки о транспорте.

Примечание. Если в городе есть метро, необходимо добавить в материалы для занятия картинки с изображением поездов, станций, схему метрополитена. Воспитатель должен рассказать детям о системе пересадок, правилах поведения на эскалаторе, на станции и в вагоне электропоезда, о безопасности в метро.

В группу входит уставший Старичок-Лесовичок, тихо здоровается и охает.

Старичок-Лесовичок . Ох, как я утомился.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, что с тобой? Почему ты так устал?

Старичок-Лесовичок. Я очень долго иду пешком из леса, путь не близкий — мне тяжело.

Воспитатель. Почему ты не приезжаешь к нам на автобусе, троллейбусе или трамвае?

Старичок-Лесовичок. Я на улицах видел много разных машин, но как узнать, трамвай это или автобус?

Воспитатель. Ребята, расскажите, как вы узнаете трамвай, автобус, троллейбус.

Дети отвечают и показывают виды транспорта на картинках. Попробуем вместе отгадать загадку:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

Старичок-Лесовичок . Я понял, что в автобусе люди ездят на работу, а почему автобус в резиновых сапожках? Ребята, объясните мне.

Дети . Шины у автобуса резиновые.

Старичок-Лесовичок. Почему люди не хотят ходить пешком? Конечно, ноги устают, но ходить полезно. Можно отдохнуть и идти дальше.

Воспитатель . Наш город очень большой. У нас есть план города. Ребята, давайте покажем гостю, где находится наш детский сад. Вот он. (Помогает найти на плане детский сад.) Не все живут рядом с детским садом, школой или работой. Если идти пешком — потратишь много времени, даже можешь опоздать. А на автобусе, троллейбусе или трамвае доехать получится быстро.

Старичок-Лесовичок. Куда еще люди ездят на трамваях и автобусах?

Дети перечисляют места, куда можно поехать: в магазин, в гости, на работу, в школу, театр, зоопарк, цирк и др.

Воспитатель. Люди привыкли ездить, потому что это быстро и удобно. Старичок-Лесовичок, ты можешь приезжать к нам на... (называет вид транспорта). Вот твой лес, а вот тут — остановка. (Показывает на плане.)

Старичок-Лесовичок . Ребята, научите меня ездить на трамвае.

Ребята с помощью воспитателя рассказывают, как нужно входить в трамвай и выходить из него, покупать билет, слушать объявления об остановках, быть вежливым, уступать место старшим и людям с маленькими детьми.

Воспитатель загадывает загадку о трамвае:

Кто далеко живет,

Тот пешком не пойдет.

Дом на рельсах тут как тут,

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется... (трамвай).

Воспитатель . В большом городе без трамваев, автобусов и троллейбусов не обойтись. Каждый день на них ездит очень много людей. Трамваи, автобусы, троллейбусы имеют номера и маршруты — путь от одного места до другого. Для пассажиров построены специальные павильоны — остановки, где они ожидают нужный им транспорт. Транспорта в городе очень много. Для порядка на перекрестках улиц установлены светофоры и переходы — полоски «зебры», а для пассажиров существуют правила дорожного движения и поведения в транспорте, которые надо запомнить и всегда соблюдать.

Старичок-Лесовичок. У меня в лесу нет ни автобусов, ни трамваев, все лесные звери ходят по тропинкам, которые сами протоптали. Например, лесной великан — лось — преодолевает длинный путь, чтобы полизать соли. Есть такая соленая земля — солонцы. Многие звери любят соль и уходят очень далеко, чтобы ее найти. Я по лесу гуляю не спеша, присматриваюсь, приглядываюсь, обязательно что-нибудь интересное увижу. Вы, когда придете в лес, тоже ходите не торопясь и увидите много чудесного, полюбуетесь его красотой, подышите свежим воздухом, послушаете пение птиц. А я в следующий раз попробую к вам приехать.

Воспитатель. Мы будем тебя ждать, Старичок-Лесовичок. А сейчас давайте поиграем в новую игру «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто из вас в вагоне тесном

Уступает старшим место?

Дети отвечают.

Кто из вас идет вперед,

Только там, где переход?

Дети отвечают.

Знает кто, что красный свет

Это значит — хода нет?

Дети отвечают.

Знает кто, что свет зеленый

Означает — путь открыт?

Дети отвечают.

Старичок-Лесовичок. Мне понравилась ваша новая игра. Буду выполнять все правила.

Старичок-Лесовичок благодарит детей за объяснения, прощается и уходит, а воспитатель предлагает детям поиграть в любую подвижную игру.

Кто заботится о чистоте и порядке на улицах города

Цели:

— уточнить представление детей о том, кто и как поддерживает чистоту и порядок на улицах города и в лесу;

— воспитывать уважительное отношение к труду дворников, потребность у детей выполнять правила поведения на улицах и природе.

Оборудование: пластиковый пакет или корзина с мусором, плакат или отдельные рисунки, изображающие правила поведения на улицах города и природе.

Примечание. Желательно, чтобы роль Старичка-Лесовичка исполнял взрослый.

Предварительная работа:

— обращать внимание детей во время прогулок по улицам микрорайона на чистоту и порядок, урны для мусора, состав мусора и на то, где он брошен, а также на красоту чистых улиц;

— беседовать с детьми о том, кто следит за чистотой, какие машины помогают дворникам в этой работе.

Входит озабоченный Старичок-Лесовичок, здоровается и высыпает посреди группы мусор из пакета.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, что это? Где ты это все собрал: фантики от конфет, пакеты, бутылки из-под воды и сока, консервные банки, обрывки газет?

Старичок-Лесовичок. Подумайте, ребята, где я мог собрать весь этот мусор. Кто догадался? Я его собрал, пока шел по лесу к вам в гости. Чей это мусор? Кто его оставил в лесу?

Дети отвечают.

Правильно, этот мусор оставили в лесу отдыхавшие люди. Поели, попили, а банки и бутылки бросили под кусты. Как нужно было поступить с мусором?

Дети отвечают.

Что может случиться из-за этого мусора?

Дети. В лесу станет грязно, животные могут поранить лапы о консервные банки, может начаться пожар.

Воспитатель . Наши дети знают некоторые правила поведения в лесу. Сейчас они назовут их.

Воспитатель вывешивает плакат с правилами поведения на природе, рисунками и подписями к ним, дети проговаривают правила: «Не оставляй мусор в лесу. Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто» и т.д.

Старичок-Лесовичок . Знаете ли вы, как лесные жители сами поддерживают чистоту в лесу? Куда пропадают шерсть, перья, когда звери и птицы линяют? А рога лося, он их сбрасывает в конце зимы — начале весны? Куда исчезают опавшие с деревьев листья?

Дети высказывают предположения. Если среди них есть верные, Старичок-Лесовичок хвалит ребенка и рассказывает: клочки выпавшей шерсти, перья собирают лесные животные и делают из них мягкие, теплые подстилки в норах и гнездах, листья перегнивают и становятся удобрением, а рога лосей любят грызть лесные мыши и белки.

Я шел сегодня по вашему району и любовался чистыми улицами. Кто в городе поддерживает чистоту и порядок? Расскажите. Я видел машину, которая поливала улицу. Как она называется?

Дети. Поливомоечная.

Старичок-Лесовичок. Зимой так много снега! Как дворники справляются с ним? Как очищают улицы? Я видел на улицах ящики, куда люди бросают мусор. Забыл, как они называются. Подскажите слово.

Дети. Урна.

Старичок-Лесовичок . Всегда ли на улицах чисто? Кто мусорит? Есть ли правила, которые учат поддерживать чистоту и порядок на улицах, в парках?

Дети отвечают.

Воспитатель . Такие правила есть, и дети их знают. Бывают разные случаи, когда ребенку надо самому решить, как поступить. Сейчас я задам ребятам задачи, послушаем, как они их решат.

Вы съели конфету или мороженое. Что делать с фантиком и оберткой, если нет урны для мусора? Вы бросили бумагу в урну, а она упала рядом с ней. Что сделаете?

Дети отвечают.

Воспитатель и Старичок-Лесовичок хвалят детей за правильные ответы. Воспитатель напоминает поговорку «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Встреча может закончиться любой игрой по выбору детей.

Наш родной город

Цель : сформировать первоначальное представление о родном городе как малой родине детей.

Оборудование : образцы продукции некоторых предприятий, крупные фотографии достопримечательностей, рисунки города, выполненные старшими детьми, городской план, кукла Старичок-Лесовичок.

Примечание. Занятие проводится вместе с детьми старшей группы.

В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается.

Старичок-Лесовичок . Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Шел сейчас к вам и думал о том, в каком красивом городе вы живете, но я о нем почти ничего не знаю! Как он правильно называется? А люди, которые в нем живут?

Дети отвечают.

Воспитатель . Ты пришел вовремя, мы с ребятами собираемся поговорить о нашем родном городе. Для этого я приготовила выставку, а дети подготовительной к школе группы — стихи о нашем городе и свои рисунки.

Старичок-Лесовичок . Ребята, в вашем городе столько улиц, больших и маленьких! Как вы их различаете? Вы знаете, как называются улицы, на которых вы живете?

Дети отвечают.

Назовите улицу, на которой находится ваш детский сад.

Дети отвечают.

Воспитатель. А в центре города расположен(ы)...

Дети могут называть главные улицы родного города, достопримечательности (кремль, театры, кинотеатры, музеи, зоопарк, известные здания и др.).

Посмотрите на план города, давайте найдем улицы и здания, которые вы назвали. (Показывает расположение улиц и достопримечательностей.)

Старичок-Лесовичок. Мне так хочется там побывать, но я забыл дорогу. На каком виде транспорта можно доехать от вашего детского сада в центр, на улицу... (название), к театру... (название)? Ребята, расскажите мне, как они выглядят, чтобы я сразу их узнал.

Воспитатель. На улицах нашего города находится много красивых зданий, некоторые из них построены очень давно, но люди сохранили их до наших дней, чтобы мы могли любоваться ими.

Воспитатель подводит детей и гостя к выставке фотографий. Дети описывают изображенные на них достопримечательности и улицы.

Старичок-Лесовичок. Какой огромный магазин! Как он называется?

Дети. ЦУМ.

Воспитатель . Что можно купить в ЦУМе? Посоветуйте Старичку-Лесовичку.

Дети. Продукты, одежду, мебель и другое. Старичок-Лесовичок. Что это за большая поляна? Воспитатель. Это не поляна, а городская площадь, там люди отдыхают. Есть такая пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Всех красот не перечислить!

Воспитатель и дети могут рассказать также о вокзалах, аэропортах, гостиницах, о том, как можно приехать в город и где остановиться.

В нашем городе много фабрик и заводов. Подойдите к выставке и посмотрите, что они производят. А еще наш город знаменит тем, что (например) построен на берегу очень красивой реки. Как она называется?

Дети отвечают.

Мы с вами были на набережной, что вы видели? Что вам понравилось? Опишите реку... (название).

Дети отвечают.

Ребята подготовительной к школе группы тоже ездили на набережную, посмотрите, что они нарисовали. (Показывает рисунки.) Гостям нравится наш город. Здесь красиво, улицы широкие, много деревьев. Вечером все улицы освещаются фонарями и от этого становятся нарядными, словно праздничными.

Старичок-Лесовичок . Кто следит за чистотой и порядком на улицах города?

Дети отвечают.

Воспитатель. Нашему любимому городу посвящено много стихов и песен. Мы выучили с вами стихотворение... (название). Мы послушаем и старших ребят, они тоже хотят прочесть стихи о нашем городе.

Дети читают стихи.

Старичок-Лесовичок, сейчас ты лучше узнал наш город?

Старичок-Лесовичок . Вы так хорошо рассказывали о своем городе, что мне захотелось прогуляться по его улицам, сходить на берег реки. Теперь я понял, почему здесь так чисто и красиво. Вы, ребята, заботитесь о чистоте и порядке на улицах! Я горжусь своими друзьями. Мне хочется сделать для вас что - нибудь приятное! Может, вы хотите поиграть в игру «Золотые ворота»?

Воспитатель. Это русская народная игра, все берутся за руки, образуя круг. В центр круга встают двое играющих, тоже берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с воротами кладут какой-нибудь предмет. Один из участников игры — водящий — проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони размыкает руки одной из стоящих там пар. При этом все проговаривают (поют):

В золотые ворота проходите, господа!

Первый раз — прощается,

Второй раз — запрещается,

А на третий раз — не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к лежащему перед «золотыми воротами» предмету. Первый, поднявший предмет вверх, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

Дети играют.

Старичок-Лесовичок . Молодцы! А мне пора уходить, хочу еще погулять, полюбоваться вашим замечательным городом.

Найди дерево

Оборудование: плоды и листья разных деревьев.

1- й вариант. Педагог описывает внешний вид дерева - его размер, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Дети самостоятельно определяют, что это за дерево и после слов учителя: «Раз, два, три - беги!» - подбегают к нему.

Можно описывать растения, которые находятся в классе, используя слова форма, окраска и др.

После игры отмечаются наиболее внимательные и дисциплинированные учащиеся.

2- й вариант. Педагог раздает детям листья и плоды разных деревьев. По сигналу каждый подбегает к тому дереву, с которого сорван доставшийся ему листок или плод.

Что изменилось?

Оборудование: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: цветы, листья, плоды. По сигналу ведущего дети закрывают глаза. Ведущий забирает одну-две картинки, а дети называют, какой картинки не стало.

Составь букет

Оборудование: предметные картинки.

Ученики рассматривают картинки и уточняют названия изображенных на них цветов. Затем по просьбе ведущего «составляют» букеты из садовых, лесных или полевых цветов.

Найди пару

Оборудование: листья и плоды разных деревьев.

Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно составленная пара проходит через «волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

Найди три одинаковых листка

Игру проводят осенью во время экскурсии.

Педагог показывает детям листок дерева, кустарника. Дети должны найти по три соответствующих листка при условии, что срывать их с деревьев нельзя - можно поднимать только опавшие листья.

Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее.

Составь орнамент из листьев

Оборудование: листья деревьев.

Педагог выкладывает орнамент из листьев (например, два листочка клена, один листок каштана и т.д.). Дети продолжают выкладывать самостоятельно эту последовательность.

Игру можно провести как соревнование двух команд. Каждая команда по заданному образцу составляет орнамент. Выигрывает та команда, которая первой правильно выполнит задание.

Что вырастили люди?

Оборудование: реальные фрукты и овощи или их изображения.

Дети делятся на команды. Одна из них «собирает» овощи, другая - фрукты. Собирать можно реальные предметы или картинки с их изображением.

Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Где спряталась матрешка?

Оборудование: матрешка.

Педагог показывает детям маленькую матрешку, затем предлагает им закрыть глаза и прячет игрушку за одно из растений в классе. Дети открывают глаза и педагог описывает им растение (стебель, листья, цветы), за которым спрятана матрешка. Побеждает тот, кто первым правильно назвал растение.

Игру можно продолжить на пришкольном участке, в парке.

Вершки и корешки

Оборудование: реальные «вершки» и «корешки» овощей или картинки с их изображением.

Игра проводится во время прогулки.

  • 1- й вариант. Педагог делит детей на две группы. Одной из них он раздает «корешки» {лук, репа, морковь, картофель и др.), другой - «вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три - свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.
  • 2- й вариант. «Корешки» стоят на месте. По площадке бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (двое детей) или сам педагог.

Какие овощи нужны для борща?

Оборудование: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свекла, фасоль, морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны (например, огурец, кабачки и др.).

Что сначала, что потом?

Оборудование: предметные картинки.

Педагог раздает детям овощи и фрукты. По сигналу: «Найди свой овощ!» дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, объединяются в группы. В каждой группе они размещаются, соблюдая последовательность созревания - от неспелого к спелому. Выигрывает та команда, которая построится быстро и в правильной последовательности.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

Предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол, а кладет ее обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот, у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

Соберем урожай в поле, в саду, на огороде

Оборудование: предметные картинки.

Три команды собирают урожай: первая - в поле, вторая - в саду, третья - в огороде. Выигрывает та команда, которая первой правильно выполнила игровое задание.

Игра-загадка «Лес»

Оборудование: картинки с изображением лесных растений.

Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их. Если ответ правильный, ведущий демонстрирует картинку-отгадку.

В конце игры подводится итог: в лесу растут разные растения - деревья, кустарники, ягоды, цветы, грибы и др.

Дети договариваются, кто каким будет цветком и рассаживаются на стулья по кругу. Ведущий (для него стул не предусмотрен) начинает «плести» венок, называя какой-либо цветок. Названный «цветок» берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок. Постепенно «венок» становится все длиннее и длиннее. После того как в него будет включен последний участник игры - «венок» сплетен. Все входящие в него «цветы» вместе с ведущим водят хоровод вокруг стульев, проговаривая стихи. После слов ведущего «цветы завяли» дети стараются занять стулья. Тот, кто остался без места, продолжает игру и начинает «плести» новый венок.

Для хоровода можно использовать следующие стихи:

Одуванчик Одуванчик золотой Был красивый, молодой, Не боялся никого,

Даже ветра самого. Одуванчик золотой Постарел и стал седой,

А как только поседел, Вместе с ветром улетел.

3. Александрова

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна?» Дети отвечают: »Нужна*. Перечисляя овощные растения, ведущий называет также и фруктовые растения, цветы. Кто из детей ошибся - платит фант.

»Засадив* огород, дети продолжают игру - начинают »засаживать* сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей и цветов.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Что растет в лесу?

По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: «Малина*. Третий: «Ель* и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.

Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.

По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растет в поле? Что растет на лугу? Что растет в саду? Что растет на огороде?

Где растет?

Педагог бросает мяч детям по очереди и называет растение. Поймав мяч, ребенок должен быстро ответить, где оно растет - в саду, в лесу, в поле, на лугу.

Лесные - садовые

Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков - не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

По окончании игры определяется победитель - тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.



Рассказать друзьям