Диалог Церкви со Старообрядчеством: проблемы и перспективы. Кто такие староверы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наверное, есть какая-то закономерность в том, что экономический успех со временем охлаждает религиозный пыл. Текстильные промышленники второго и особенно третьего поколения получили достаточное образование и знакомство с европейской культурой, чтобы умерить свои апокалиптические верования. Некоторые (например, Гучковы и Хлудовы) перешли в официально санкционированное «единоверие». Другие семьи (например, Коноваловы) двигались в сторону недифференцированного православия.

Тем не менее оставались роды (например, Морозовы и Рябушинские), сохранившие эмоциональную привязанность к древнему благочестию, хотя, как личности,они уже были полностью европеизированы. Было бы чрезмерным упрощением утверждать, что связь с религиозной культурой старообрядцев породила совершенно не сходный с другими тип личности, характерный только для приверженцев старой веры.

Несомненно, выходцы из старообрядческих семей приучились думать о себе как об отличающихся ото всех прочих; они стремились быть упорными и усердными в делах и думать о будущем своих семейных предприятий. Купцы-старообрядцы обычно оставались купцами, избегая соблазна возведения в дворянский чин, традиционно ослаблявшего купеческое сословие. По этим причинам их фирмы отличались долголетием, необычным для русской экономики.

Однако эти свойства не были присущи одним только старообрядцам, поскольку многие семьи, придерживавшиеся официального православия, достигли сходных результатов в текстильных элитах купеческой Москвы. Различие между ортодоксальным и неортодоксальным вероисповеданием, судя по всему, стиралось по мере того, как купцы обоих верований становились активными участниками резко усилившейся филантропической, меценатской и гражданской деятельности, ознаменовавшей наступление культурной эпохи купеческой Москвы в конце XIX века.

Даже когда купеческое сословие в России начало приобретать явные черты промышленной буржуазии «für sich», почти никто, кроме выходцев из среды старообрядцев, не смог принять вызов времени и развернуть свои деловые интересы в сторону политики и идеологии.

Основу этим изменениям заложили красноречивый старообрядец Василий Кокорев, который в середине XIX века первым вышел за стены своей фабрики и вступил в союз с такими мыслителями славянофильского направления, как Федор Чижов и Иван Бабст, и легендарный Савва Морозов, чей мощный голос и харизматическое лидерство прервали самоубийство, совершенное в тот самый момент, когда буржуазия вступила на политическую арену в 1905 году.

В беспокойную межреволюционную эпоху 1905 – 1917 годов возник триумвират Павла Рябушинского, Александра Коновалова и Александра Гучкова, озвучивший политические чаяния нарождавшейся буржуазии. Несомненно, благодаря проявленному ими пониманию исторических ошибок деспотической власти в России, эти новые предводители старообрядческого наследия выступали как политические либералы и конституционалисты.

Гучков возглавил парламентскую фракцию «октябристов» - националистическую коалицию в составе первых трех Государственных дум, пытавшуюся найти пути к примирению с правительством премьер-министра Петра Столыпина. В III Думе он вел борьбу за принятие законов о старообрядцах, гарантирующих защиту прав религиозных диссидентов. После убийства Столыпина в 1911 году Гучков разочаровался в царском режиме и вскоре присоединился к более радикальной позиции Рябушинского и Коновалова.

Александр Коновалов и Павел Рябушинский возглавляли фракцию прогрессистов в IV Думе, они стремились объединить все оппозиционные силы под знаменем «Прогрессивного блока». Рябушинский, по-прежнему исповедовавший старую веру, был председателем Всероссийского съезда старообрядцев и пытался привлечь своих единоверцев к участию в политическом процессе через организацию неостарообрядческого движения. В канун Первой мировой войны Коновалов и Рябушинский вели тайные переговоры с большевиками и эсерами о способах противостояния царскому режиму, а Коновалов даже намекал на необходимость «сверхъестественного выхода» из политического тупика 1914 года.

Эти активисты-промышленники были практически единственными представителями предпринимателей, обладавшими достаточной уверенностью в себе и убежденностью, чтобы действовать на равных с интеллигентами и аристократами, составлявшими костяк либеральной политической культуры того времени. В годы войны люди этого круга, объединенные оппозиционным отношением к самодержавию, создали и возглавили военно-промышленные комитеты, способствовавшие мобилизации экономики. Следует также отметить их стремление соединить либеральную оппозицию под эгидой «Прогрессивного блока».

В 1916 году Гучков принял активное участие в тайном заговоре с целью свержения царя. Когда в 1917 году самодержавие окончательно рухнуло, Коновалов и Гучков стали министрами Временного правительства. Коновалов своими глазами увидел конец старой России, когда был арестован большевиками в Зимнем дворце при исполнении обязанностей товарища министра-председателя в последнем кабинете Керенского.

Имена этих людей до такой степени олицетворяли интересы деловых кругов, что Ленин обычно использовал их как эпонимы «крупной буржуазии». Такие выражения, как «господа Рябушинские», «эти Коноваловы» и «партия Гучкова», были обычными элементами его политического лексикона, направленного против «главарей буржуазии».

Нельзя утверждать с полной уверенностью, что их карьера была предопределена принадлежностью к неортодоксальному вероисповеданию. Тем не менее их предпринимательская динамичность, боевой стиль, сильные националистические чувства, либеральные требования власти закона, защита свободы вероисповедания, непримиримая оппозиция царскому режиму (после того как провалился коллаборационистский эксперимент Гучкова), желание сотрудничать с революционными партиями и присоединиться к заговорам - все это несет на себе отчетливый отпечаток неортодоксального наследия.

Хотя их реальные отношения с древним благочестием варьировали от пылких до отчужденных, следует заключить, что выдвижение этих ярких личностей на фоне трудноразличимых на политической сцене фигур, пришедших из ортодоксальной традиции, не было совершенно случайным.

Так, например, в семье Коноваловых проблемы с лидерством возникли в третьем поколении. И. А. Коновалов был не очень сведущ в предпринимательстве и сверх меры предавался радостям жизни. В результате семейное предприятие пришло в упадок. В 1897 году решением семьи он был отстранен от дел, и контроль над компанией перешел к его сыну Александру.

Раскол-отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 гг. Во второй половине 17-18 вв. был идейным знаменем антифеодальных и оппозиционных движений.

Старообрядчество- совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковный реформ 17 века и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы1, беспоповцы2, беглопоповцы3), толков и согласий.

Советский энциклопедический словарь.

Поповцы -течение в старообрядчестве, наиболее близкое к официальной православной церкви. Признаёт священников и церковную иерархию.

Советский энциклопедический словарь.

Беспоповцы - одно из течений в старообрядчестве. Отвергают священников и ряд таинств.

Советский энциклопедический словарь.

Беглопоповцы – течение среди поповцев в старообрядчестве. Возникло в конце 17 в. включало беглых священников, отошедших от официальной православной церкви. Основу общин составляли лица укрывавшиеся от царских властей.

Советский энциклопедический словарь.

Интерес к расколу появляется сейчас не из археологического любопытства, на него начинают смотреть как на событие, способное повториться и потому требующее внимательного изучения.

В. Распутин

Откуда пошли семейские?

Вторая половина XVIIIвека. Необозримые пространства русского государства оставались неосвоенными и слабозаселёнными. В Сибири вопрос колонизации отдельных районов настолько назрел, что его нужно было решать немедленно: медеплавильным, сереброплавильным, железоделательным заводам, возникшим к этому времени на востоке страны, требовалось много рабочих, специалистов, которых нужно было кормить. В продовольствии нуждались и регулярные войска, казаки, производившие мало хлеба.

Правительство Екатерины IIусмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые смогут хлеб и другие сельскохозяйственные продукты там где их не хватает. Будучи исконными земледельцами они обладали такими чертами, как предприимчивость, трудолюбие, были отличными общинниками, да и на западных границах без них было бы спокойнее. Поэтому возложить на них дела русской земледельческой культуры казалось просто необходимым.

Из Верхотурья потянулись неведомую Сибирь по старому Московскому тракту подводы, сани, повозки, телеги, гружённые самым необходимым домашним скарбом, стариками, больными да малыми детьми. Младенцев везли в берестяных люльках, подводы конвоировали солдаты и казаки. Путь лежал за Байкал-море, куда были направлены беглые старообрядцы из пределов Заднепровья. Природа Забайкалья всегда вызывала восхищение у путешественников.

Но хлебопашество в Забайкалье до середины XVIIIвека развивалось очень медленно и не везде успешно. Отдельные островки русского земледелия не обеспечивали потребности населения в хлебе. А количество крестьян, казаков, служилых и промышленных из года в год возрастало. И надо отметить, что с появлением русских людей в Забайкалье, к многоликости природной среды, к чересполосице местных ландшафтов прибавилось и разнообразие этнических культур, усилилась антропологическая и этнографическая пестрота в крае, появились новые селения, пополнялись вновь поселяемыми людьми старые деревни и слободы, а вокруг них земля принимала обхоженный вид. Тщательно обработанные огороды, полосы пашен и сенокосов занимали всё большее пространство. Две цивилизации бок о бок начали жить в крае: скотоводческая и земледельческая. Началось их взаимное влияние, культурный обмен, усилилась торговля. Всё это положительно сказалось на развитии производительных сил в Забайкалье.

Особый колорит, пестроту и яркость в этнографическую картину Забайкалья внесли поселённые здесь староверы, выведенные из польских пределов. С их водворением началось более интенсивное освоение девственных мест этого края. Приведённые сюда в значительном числе (около 5 тыс. человек) старообрядцы, обладая большим сельскохозяйственным опытом, крепкой общинной сплочённостью и поразительным трудолюбием, уже через короткое время достойное признание лучших земледельцев края.

Прежде в сельских общинах велись летописи о значительных событиях в жизни старообрядцев Забайкалья, но эти записи почти все куда то исчезли. Старые рукописные и печатные книги дониконианского времени, которые так ценились староверами, в большинстве своём уничтожены во время репрессий 20-30х гг. или позже по невежеству, иные же закопаны в могилы с их владельцами, другие попали в нечистые руки скупщиков, какая то часть оказалась в руках специалистов-археографов, собиравших редкие старые книги в специальных экспедициях.

Обнаруженные документы свидетельствуют о некоторых сторонах внутренней жизни раскольников конца XVIII– начала XIXвв. Они не теряли связи с прежними местами жительства. Из их прошений об открытии церкви видно, что забайкальские старообрядцы списались с Черниговской дикастерией и с её ведома просили себе в старообрядческие священники «Черниговской губернии Лужковского погоста Дмитрия Алексеева да Митьковского посада Фёдора Иванова», а позже некоего Петрова. Добиваясь открытия церкви, старообрядцы действовали довольно сплочённо и дружно. От своих обществ они выбрали двух доверенных лиц, Фёдора Черных и Ануфрия Горбатых, собрав им на мирские нужды 800 руб. В 1794 г. разрешение было получено, но дело застопорилось спорами о месте строительства церкви. Доверенные, нарушив «мирской приговор» об открытии Покровской церкви в д. Куналейской, где было «ветковское согласие», предложили свой религиозный центр- д. Шаралдайскую. В 1801 г. старообрядцы запросили с Тельминской казённой фабрики Антропа Черных и посельщиков Иркутской округи Манзурской волости Фёдора Разуваева и Бориса Семёнова, обещав за них «исправно вносить государственные подати». Черных им потребовался для «написания икон, а последних двух выбирают старообрядцы все в причетники». На запросы духовных властей старцы разъяснили, что церковную службу они хотят вести по книгам царя Алексея Михайловича, а федосеевцы крестят и женят детей в церкви, а больше никаких обрядов не признают.

Староверие явление парадоксальное. Парадокс его состоит в сохранении русско-византийских православных и языческих основ через раздробленность и концентрацию. Начало этому было положено ещё при царе Алексее Михайловиче и при патриархе Никоне. Разобщённость их по территориям (местностям), ими населённых, и по согласиям и толкам продолжается до наших дней. Но зато наблюдается удивительная концентрация духа и творческих производственных успехов на их жизненном пути в небольших общинах, поселениях или анклавах.

Конечно, мы не можем закрывать глаза и на негативные явления в быту и культуре староверов. К ним можно отнести отрицание научной медицины, в частности отказ от оспопрививания (в рубце, оставшемся от прививки, видели знак антихриста), что приводило к высокой детской смертности. Отрицанием научной медицины можно объяснить раздражающий многих запрет на общение с мирскими в «ядении, питии и дружбе». Запрет есть из одной чашки и пить из одной посудины с не старовером - явление, вполне объяснимое. Он был установлен с чисто гигиенической целью – не перенять болезнь от другого человека. Староверам в старину не разрешалось пить чай и кофе. Староверы не признавали светской грамоты – только церковнославянскую. Староверы до революции составляли значительную часть русского народа. Их численность превышала 20 млн. чел. И эти люди постоянно находились на положении гонимых как со стороны официальной русской православной церкви, так и со стороны государства.

Староверы - кто они?

Староверы - кто они: Беспокойный дух России или же её невежество, фанатизм, рутина, пионеры освоения новых земель или вечно мечущиеся странники, ищущие своё Беловодье!?

В поисках ответа на эти вопросы нельзя не отметить, что старообрядцы сохранили крепкий дух своих учителей: протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, епископа Павла Коломенского, - дух гордого сопротивления властям, неубывающего кержацкого упрямства в сохранении своей веры, своей культуры.

Староверы в истории России – феномен поразительный. Сторонники староверия впечатляют преданностью вере, широтой расселения на земном шаре, сохранением древнерусской культуры и своего лица на протяжении одной трети тысячелетия. Осмотрительный консерватизм старообрядцев во многом оказался нужным для нового подъёма или возрождения национальной культуры, ибо продлил её бытование до наших дней и, надо полагать, ещё сослужит свою службу в различных уголках земного шара, куда забросила судьба горсточки дюжих русских людей, приверженцев старой веры и старых обрядов.

Гонимые властями старообрядцы становились невольными насельниками новых земель. Их хозяйственная деятельность на этих землях требовала выхода на рынок, что приводило к завязыванию связей с аборигенами края, к взаимовлиянию различных культур. Такое взаимное влияние наблюдалось почти везде, где поселялись старообрядцы. Гонения на приверженцев старой веры и старых обрядов начались в царствование Алексее Михайловича, названного Тишайшим, во времена патриаршества Никона (1652-1666 гг.) и продолжались вплоть до наших дней. Лишь в последние годы начался поворот к веротерпимости.

Менялись цари, менялись власти и режимы, а репрессии против ревнителей старой веры и древнего благочестия не прекращались: они или усиливались, что происходило в царствование Софьи, Петра I, Анны Иоановны, Павла I, Николая I, в советское время или несколько затухали, ослабевали при Екатерине II, Александре I, Александре III, Николае II.

Как отколовшуюся непокорную часть народа староверов объявили вне закона, лишили всех прав и преследовали за веру.

Луковенко И.Г.

Русская православная старообрядческая церковь

Общая история старообрядчества

История старообрядчества насчитывает три с половиной столетия. Его возникновение было обусловлено комплексом общественно-политических, религиозных, мировоззренческих причин. В узком смысле слова – старообрядчество – религиозное движение, порвавшее с Православной церковью, формальным поводом к чему послужило несогласие его сторонников с проводимыми в середине ХVІІ века патриархом Московским Никоном церковно-обрядовых реформ. Однако следует помнить, что старообрядчество, это не только и не столько узко религиозное движение, это целый культурный комплекс во всем многообразии его внутренней сущности (общество, политика, экономика, уникальная духовная и материальная культура).

Первая половина ХVII века (после Смуты начала века) характеризуется как борьба за укрепление Русского государства, централизации, стремление укрепить, усилить самодержавную власть новой династии Романовых.

Централизаторские внутригосударственные тенденции (выразившиеся, среди прочего, в ущемлении привилегий боярской знати, торговой политикой, созданием регулярных войск с оттеснением на второй план стрельцов и т.д.) не могли не коснуться церкви. Поначалу реформа церкви не выходила за рамки исправления морального состояния духовенства и попыток унифицировать религиозные обряды. Главную роль в этом играл т.н. «кружок ревнителей благочестия», куда входили будущий лидер старообрядчества протопоп Казанского собора Аввакум Петрович, известные московские протопопы Иван Неронов, Стефан Вонифатьев (духовник царя Алексея Михайловича). Также в «кружок» входил будущий патриарх Никон. Реформа преследовала цель укрепления внутреннего порядка церкви. Активное продвижение реформы начинается после избрания Никона патриархом в 1652 году. Однако здесь начинаются противоречия в среде реформаторов. В качестве образца для унификации богослужения Никон и его сторонники взяли новые греческие богослужебные книги. Однако, поскольку греческий богослужебный канон за предыдущие века претерпел изменения, то исправление русских богослужебных книг привело к изменению богослужебного канона русской церкви. Исправляя русские богослужебные книги, Никон стремился, с одной стороны, унифицировать богослужебный канон внутри русской церкви а с другой – привести в единство с богослужебной практикой всего Восточного православия.

Изменение богослужебного канона вызвало недовольство со стороны Аввакума и части русского духовенства. Они видели в этом посягательство на традиционные, освященные прошлым устои русского общества; подобная практика рассматривалась как предательство веры отцов, тем более, что современная им греческая церковь, по их мнению, впала в ересь. Недовольство вызывали и методы, которыми Никон проводил реформы – не соборно, а единолично. Церковные реформы находили поддержку со стороны светской власти с той лишь разницей, что Никон видел в сильной церкви возможность подчинения ей светской власти («церковь выше государства», «власть патриарха выше власти царя»), тогда как царь видел в сильной церкви средство мощного идеологического контроля над обществом и хотел подчинить церковь светской власти. Поэтому, когда реформы в целом были завершены, Никон был отстранен от власти.

Собственно, реформы сводились к изменениям в чине богослужения и некоторых обрядов (троеперстное крестное знамение вместо двоеперстного, написание имени «Иисус» вместо «Исус», хождение вокруг аналоя с запада на восток вместо с востока на запад и т.д.).

Противодействие реформам объединило представителей разных сословий, недовольных централизаторскими устремлениями царя и патриарха.

Тем не менее реформы были окончательно закреплены на соборах 1666 и 1667 годов. На старые обряды было наложено проклятие.

В старообрядческой среде быстро распространяются эсхатологические идеи. Аввакум учил, что окружающий мир стал царством антихриста, что царь и патриарх являються слугами дьявола. Его ученики пошли дальше, и обьявили антихристом самого царя и патриарха. Распространялись идеи о скором конце света. Это, а также последовавшие за официальным признанием реформ гонения на сторонников старых обрядов, способствовало тому, что старообрядцы бежали на незаселенные земли Русского государства, а также за границу. Одним из способов ухода из покоренного антихристом мира наиболее радикально настроенные староверы избрали самосожжения. Первые «гари» начинаются примерно с 1678 г. По приблизительным подсчетам до конца ХVІІ века так покончило с жизнью до 20000 человек. С 1685 года правительство начинает снаряжать специальные экспедиции для поисков старообрядческих поселений.

Одним из наиболее трагических событий истории старообрядчества стало уничтожение монахов Соловецкого монастыря, не принявших реформ Никона.

Духовный лидер старообрядчества протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске 14 апреля 1682 года.

Одним из наиболее революционных староверческих центров стал Дон. Под старообрядческими лозунгами проходило восстание Степана Разина.

Старообрядчество изначально не было социально однородным явлением. Сюда входили представители боярской знати (боярыня Ф.П. Морозова, княгиня Е. Урусова), посадские слои, и крестьянство. Староверие поддержала значительная часть приходского духовенства. Епископат по тем или иным причинам поддержал реформы. Единственный епископ Павел Коломенский, не принявший реформ, был уничтожен. Неоднородность социального состава старообрядческого общества, привела к тому, что уже к концу ХVII в. происходит распад староверия на два главных течения – поповство и беспоповство. Социальной базой первого течения стали посадские слои, а беспоповство, по преимуществу, было крестьянским движением. Первой формой поповщины стало беглопоповство. Это движение получило такое название потому, что, будучи менее радикальными, чем беспоповцы, представители этого направления считали необходимым восстановление нормальной церковной жизни, а поскольку к концу ХVII в. священники, рукоположенные до Никона умерли, то встал вопрос о том, где брать новых (своего епископа у поповцев не было). Приняв решение, что православная церковь, хоть и является еретичной, но все же церковью, поповцы стали принимать из неё беглых священников (отсюда название движения). Существовало три чина принятия еретиков: перекрещивание (священник должен был перерукополагаться), перепамазание, проклятие ересей. Споры разгорелись относительно последних двух чинов. Сторонники перепамазания в конце концов победили.

Первые по времени основания поповщинские поселения образовались на Стародубье (теперь Черниговская область Украины, Брянская область Российской Федерации). Здесь первое время староверы пользовались льготами, которые предоставляли, в частности, украинские гетманы, чтобы привлечь население на незаселённые земли. Однако после вмешательства правительства часть староверов вынуждена была бежать за рубеж на польские земли. Появляется новый старообрядческий центр – Ветка (теперь Брянская область Белоруссии). Население Ветки достигало 40000 человек. Ветковские староверы контролировали значительную часть торговли, а также торговые пути с юга на восток и северо-восток. Однако в 1735 и 1764 гг. правительство предпринимает меры по искоренению оттуда староверов (т.н. 1-я и 2-я «выгонки» Ветки), после чего ветковский центр был разгромлен. Значительная часть староверов вернулась на Стародубье.

Следующим важным центром поповщины стал Керженец (нижегородский край и далее вниз по Волге). Здесь староверы контролировали торговые пути на юг и восток, основывали мануфактуры, контролировали судостроение. Значительное количество староверов работало на заводах Демидовых. Подобные районы староверия были также и духовными центрами. Оттуда на места рассылались священники, здесь основывались скиты, часовни, церкви. Существование таких центров было залогом существования нормальной церковной жизни.

Беспоповцы были более радикальным движением, чем поповцы. Они считали, что с приходом в мир антихриста церковь исчезла, что благодать была взята на небо, а потому та церковная жизнь, что была ранее невозможна. Беспоповцы считали невозможным признавать светскую власть. Оставался единственный выход – бежать от мира. Беспоповство не являлось однородным явлением. В его среде на протяжении ХVІІІ –ХIХ веков появлялись согласия и толки, разные по социальному составу, по идеологии. Одним из первых беспоповских центров стало Поморье. Здесь была основана т.н. Выговская община (теперь Карелия; к северу от Онежского озера). Социальный состав общины – крестьяне и монахи Соловецкого монастыря. Были основаны два скита – мужской и женский. Постепенно радикальные настроения уходили в прошлое. Знаменитые «Поморские ответы» 1722 г. свидетельствуют о признании царской власти и покорении ей. Соглашательская политика выговцев привела к тому, что из их среды выделился самостоятельный филипповский толк (названный по имени основателя). В 1743 г. они покончили жизнь самосожжением.

В конце ХVІІ века дьяком Феодосием Васильевым был основан федосеевский толк (по имени основателя). В 1771 г. в Москве федосеевцами было основано Преображенское кладбище, ставшее одним из основных центров беспоповщины.

Постепенно из этих толков выделялись новые. Наиболее известными беспоповскими толками были аароновцы, самокрещенцы, лужковцы, нетовцы (спасовцы), странники (бегуны) и др.

При Петре І старообрядцы притеснялись. Они вынуждены были платить двойной подушный налог, налог на бороды и др. Была организована специальная контора раскольничьих дел, преобразованная при Петре ІІ в канцелярию разыскных раскольничьих дел (упразднена при Екатерине ІІ).

Екатерина ІІ в 1762 г. разрешила староверам, бежавшим за границу, вернуться. Были отменены указы Петра І. Часть вернувшихся из-за рубежа староверов основала новый поповский центр на реке Иргиз (Саратовский край), быстро ставший одним из главных поповских центров.

В 1771 г. поповцы основали в Москве Рогожское кладбище – главный российский центр поповщины.

На протяжении ХVІІІ – ХІХ вв. поповцы не оставляли попытки создать свою церковную иерархию и перестать зависеть от официальной церкви. Эти попытки увенчались успехом, когда в староверие перешел Сараевский митрополит Амвросий. В 1846 и 1847 гг. в Белой Кринице (теперь Черновицкая область Украины, а тогда территория Австро-Венгрии) он рукоположил несколько епископов, так что 1859 г. поповство насчитывало более десяти епархий.

Часть поповцев не признала каноничности новой иерархии и продолжала принимать священников из официальной церкви.

В 1800 г. часть поповцев, выступивших за то, чтобы принимать беглых священников по третьему чину (проклятие ересей), пошла на соглашение с правительством и православной церковью, признала власть местных епископов и получила священников из официальной церкви с тем, чтобы те служили по старым обрядам.

При Александре І староверы получили относительную свободу. Правительство в 1822 г. утвердило правила о недопустимости розыска беглых священников и тайных скитов, часовен. Однако новые часовни строить запрещалось. Однако уже при Николае І гонения усиливаются. В 1832 г. были отменены правила 1822 г.. В 20 – 30-е годы были разгромлены иргизские скиты.

В 1853 г. была основана старообрядческая архиепископия в Москве. Тогда же между митрополией в Белой Кринице и московской архиепископией было достигнуто соглашение о разделе административной власти: московской архиепископии подчинялись все приходы на территории Российской империи, тогда как под власть белокриницкой митрополии подпадали зарубежные приходы.

Важным событием старообрядческой истории ХІХ в. стало появление в 1862 году т.н. «Окружного послания», составленного наиболее лояльно настроенными поповцами белокриницкого согласия: император объявлялся лицом боговенчанным и богохранимым, православная церковь признавалась нееретичной т.к. также верует в Иисуса Христа. Культ, основанный Никоном, объявлялся правильным. Единственной виной церкви и правительства признавались гонения на староверов. Появление этого послания вызвало раскол в поповской среде. Появились т.н. «окружники» и «противоокружники (или «раздорники»)». С признанием «Окружного послания» выступила большая и влиятельная часть поповских центров. Однако раскол удалось преодолеть только в начале ХХ века.

Во времена советской власти старообрядчество разделило судьбу других религий в СССР. К концу 30-х годов ХХ века староверы-поповцы оказались фактически лишенными церковной иерархии. Все епископы находились в тюрьмах. Лишь в 1941 г. был выпущен на свободу архиепископ Иринарх (Парфёнов). В послевоенные годы церковь возглавляли: архиепископ Флавиан (Слесарёв; 1952-1960), архиепископ Иосиф (Моржаков; 1961-1970), архиепископ Никодим (Латышев; 1970-1986). На Освящённом Соборе в 1986 г. предстоятелем церкви был избран епископ Клинцовский Алимпий. В 1988 году на Освященном Соборе, посвящённом тысячелетию крещения Руси, было принято решение о преобразовании Московской старообрядческой архиепископии в Митрополию. Предстоятель церкви стал именоваться Митрополитом Московским и всея Руси. С этого времени церковь носит своё нынешнее название Русская Православная Старообрядческая Церковь. Митрополит Алимпий управлял церковью вплоть до своей кончины 31 декабря 2003 года.

В 1971 г. на Соборе Русской Православной Церкви со староверов были сняты проклятия и анафемы. Старые обряды были признаны спасительными и равночестными.

В настоящее время кроме поместной РПСЦ существует поместная старообрядческая церковь в Румынии (центр – г. Браиль). Предстоятель церкви (с 1996 г.) преосвященнейший Леонтий, архиепископ Белокриницкий и всех зарубежных древнеправославных христиан митрополит.

Нынешний предстоятель Русской православной старообрядческой церкви – Митрополит Московский и всея Руси Андриан.

Митрополит Андриан (в миру – Александр Геннадьевич Четвергов) родился 14 февраля 1951 года в старообрядческой семье города Казани. Его семья принадлежит к известному роду казанских купцов Четверговых. В 1974 году закончил Казанский Авиационный Институт. Получил также начальное художественное образование. По окончании института работал в должности инженера-конструктора сначала в ЦКБ Оптико-механического завода, а затем в СКБ Спортивной авиации. В 1980 году сочетался браком со Штринёвой Натальей Александровной, происходившей из рода нижегородских старообрядцев. В 1986 г. оставил светскую работу и начал трудиться при казанском старообрядческом храме. Принимал самое деятельное участие при реставрации храма, проектировании и изготовлении иконостаса. Также освоил ряд рабочих специальностей: водителя и сварщика, плотника и кровельщика. Изучил церковные искусства и ремёсла: уставщика и головщика, реставратора икон, переплётчика книг. Позднее был избран председателем церковной общины. С 1995 г. попробовал себя в качестве иконописца. Написал иконостас для Храма Екатеринбургской старообрядческой общины и изготовил конструкцию иконостаса для новопостроенного Кафедрального Собора Новосибирской и всея Сибири епархии в городе Новосибирске, написал для него часть икон.

В 1998 г. овдовел, имея на попечении сына и 2-их дочерей. 17 октября 1999 года рукоположен в сан диакона к Казанскому Храму в честь Казанския Иконы Пресвятыя Богородицы. Тогда же на Освященном Соборе был избран в кандидаты во епископы. 14 мая 2000 г. был рукоположен в сан священноиерея. В 2001 г. принял иноческий (монашеский) постриг с наречением имени Андриан.

29 апреля 2001 года рукоположен в сан епископа Казанско-Вятского. Хиротонисан Митрополитом Московским и Всея Руси Алимпием в сослужении с Епископами Иоанном Ярославским и Костромским, Силуяном Новосибирским и всея Сибири, Савватием Киевским и всея Украины и Зосимой Кишенёвским и всея Молдавии. На Освященном Соборе 9 февраля 2004 года был избран Митрополитом Московским и Всея Руси.

Старообрядчество на Украине

В истории старообрядчества территория современной Украины представляет наибольшую важность. Здесь старообрядцы появляются сразу же после начала гонений на них со стороны правительства и официальной церкви. Первые старообрядческие поселения появляются на территории Стародубья (теперешняя Черниговская область Украины, Брянская область России) уже в 70-е годы ХVІІ века. Украинские гетманы были заинтересованы в заселении и освоении этих земель. По условиям «Вечного мира» (1682) между Россией и Речью Посполитой эта территория входила в состав Российского государства. Репрессивные меры московского правительства в конце XVII начале ХVIII веков вынудили значительную часть староверов покинуть эти террнитории и переселиться за польский рубеж, где был основан центр староверия – Ветка. Однако после разгрома Ветки в ХVIII веке староверы возвращаются на Стародубье. В последующем Стародубье становится одним из крупнейших центров староверия. В 20-е годы ХIХ века здесь насчитывалось до 40000 верующих-староверов. Стародубье был одним из ключевых центров староверов-поповцев. После основания Белокриницкой иерархии на этой территории была основана Черниговская епархия с центром в городе Новозыбкове (ныне районный центр Брянской области России).

Стремление укрыться от мира, а также репрессии правительства вынуждалb староверов бежать зарубеж. Одним из таких зарубежных центров стало Подолье, входившее в состав Речи Посполитой (ныне Винницкая, Хмельницкая области Украины). Наиболее крупными центрами староверия здесь были г. Балта (теперь в Одесской области), села Куреневка и Борсков (Винницкая область). В 1675 году в с. Куреневка был основан старообрядческий скит. Позднее здесь располагались Куреневский Никольский мужской монастырь и два женских Куреневских Успенских монастыря. Город Балта после основания Белокриницкой митрополии стал центром Балтской епархии (в начале ХХ в. центр перемещается в Одессу).

С конца ХVII в/ старообрядческие поселения появляются в южной Бесарабии. Сюда, на земли, находящиеся под турецким владычеством, приходят донские казаки под предводительством атамана И. Некрасова. Они пользовались здесь значительной вероисповедной свободой, правовыми и экономическими льготами. После присоединения Бесcарабии к России староверы продолжали пользоваться этими льготами. Территория расселения староверов здесь: Измаильский, Килийский районы Одесской области.

Значительное количество староверов проживало на территории Елисаветградской губернии. Здесь селились выходцы из Стародубья, Польши, староверы, возвращавшиеся из других зарубежных районов по приглашению Екатерины ІІ. Здесь впервые появляется единоверие (1800 год).

Также крупным центром староверия на территории современной Украины была Херсонская губерния (здесь насчитывалось около 30-ти поселений).

До 1917 г. на территории Украины действовало 36 старообрядческих монастыря. Среди них (кроме Куреневских) Черкасский Покровский женский монастырь, Красноборский мужской монастырь (Черниговская губерния).

На территории современной Украины располагался центр Белокриницкой иерархии – с. Белая Криница (теперь Черновицкая область). С 1774 и до 1918 года эта территория находилась под властью Австро-Венгерской империи.

В годы советской власти на территории УССР находилось две епархии архиепископии Московской и всея Руси: Одесская и Винницко-Киевская.

Ныне территорию Украины охватывает епархия Киевская и всея Украины Русской Православной Старообрядческой церкви. Правящий епископ (с 1993 г.) преосвященный Савватий, епископ Киевский и всея Украины. По данным на 1 января 2003 года на территории Украины 65 религиозных организаций РПСЦ.

Старообрядчество в Донбассе

На территории современной Донецкой области старообрядческие поселения появляются в конце ХVII начале ХVIII веков. Они основываются на порубежных землях южных границ Русского государства. Их основывают выходцы из Курской губернии. Наиболее крупными центрами старообрядчества были северо-восток (село Ольховатка) и юг области (село Мелекино и близлежащие поселения). Село Ольховатка основано в 1720 г. (официальная дата основания, хотя поселение появляется ещё в конце ХVII в.)) выходцами из Курской губернии. К началу ХХ в. численность верующих староверов Ольховатки составляла 2614 человек. Верующие имели церковь, в селе располагался небольшой женский монастырь. В 30-е годы монастырь был закрыт. Пожар в 1929 г. уничтожил церковь. Поселения староверов на юге области появляются в конце ХVIII века. В 1910 г. верующими была построена церковь, которая была закрыта в 1930 г. К середине 20-х годов на территории Донецкой губернии насчитывалось 9 общин староверов-поповцев, объединявших 3266 верующих. Кроме того на территории губернии действовало 2 общины староверов-беспоповцев (62 человека).

Во время Великой Отечественной войны религиозная жизнь верующих староверов оживляется. С 1944 по 1947 г. возобновляются богослужения в общине Мелекино. В это время община объединяла около 300-350 человек, членов местного рыболовецкого колхоза.

Численность верующих Ольховатки в 1945 г. – 550 человек.

В конце 40-х годов в южные районы области переселяются верующие-староверы из Румынии и Болгарии. Они поселяются в хуторах Безымянный, Еланчик, Седовка, селе Широкино, поселке Буденовка. Они возбуждают ходатайства об открытии церкви в Мелекино. В 1950 г. было разрешено совершать богослужения 2-3 раза в год приезжему священнику из Ростовской области.

В 1952 г. верующим Ольховатки также было разрешено приглашать для совершения богослужения священника из Луганской области. Долгое время приход Ольховатки окормлял священник Савелий Калистратович Голубятников. По состоянию на 1 октября 1978 года община Ольховатки объединяла 155 человек; 9 октября 1978 года община была официально зарегистрирована. В настоящее время это единственная официально действующая община Русской Парвославной Старообрядческой Церкви на территории области. В 1995 году верующие своими силами построили новую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Папаяни И.В.

Новозыбковская иерархия (Русская Древлеправославная Церковь)

Старообрядчество зародилось в России в середине XVII столетия и развилось в отдельную религиозную конфессию, после собора Московской церкви 1666-1667 гг. Последний осудил реформы Никона, но и не поддержал его противников. Реформы Никона выходили за рамки обычных обрядовых реформ. Ситуация осложнилась тем, что все нововведения подкреплялись растущей ролью западничества, против которой очень ожесточенно протестовал кружок «Ревнителей благочестия», во главе с протопопом Аввакумом.

После собора 1666 г. в Московии происходят повсеместные гонения и преследования приверженцев древнего благочестия.

28 октября 1846 г. после перехода в старообрядчество Босно-Сараевского митрополита Амвросия устанавливается трехчинная иерархия, так называемая Белокриницкая (название происходит от села Белая Криница Глыбоцкого района Черновицкой области). Некоторые старообрядческие приходы и монастыри не приняли Белокриницкую иерархию. Таким образом, выделяется еще одно направление в старообрядчестве: «беглопоповцы». 4 ноября последние принимают в свои ряды обновленца никонианина архиепископа Николая (Позднева), а позже в 1929 г. его соратника Стефана (Расторгуева). Отсюда берет начало трехчинная иерархия Древлеправославной церкви. Сразу следует отметить, что применительно к современности термин «беглопоповцев» относительно выше названной религиозной деноминации звучит религиоведчески неэтично.

Кафедра архиепископа Древлеправославной церкви находилась в Саратове, Москве, Куйбышеве, а с 1963 г. в городе Новозыбкове (Брянская область Российской Федерации). В 1923 г. первоиерарх Новозыбковской церкви именовался: Архиепископом Московским, Саратовским и Всея Руси Древлеправославных христиан.

В З0-е годы XX века часть священиков Русской Православной церкви (далее РПЦ), спасаясь от репрессий перешли к новозыбковцам. В основном это представители движения «Иосифлян». В их числе и уже упоминавшийся выше Стефан (Расторгуев), занявший Уральскую и Богуславскую кафедры. С его расстрелом в 1937 г. русская Древлеправославная церковь находилась на нелегальном положении. В 1938 г. был закрыт собор в городе Новозыбкове, но в 1943 г. богослужения в нем возобновились.

В СССР у Новозыбковского старообрядчества отношение с властями складывались более удачно чем у других старообрядческих ответвлений.

Они выделялись на общем фоне своей «патриотичностью». Последнее означает то, что они не критикуют государственную власть и связи РПЦ с нею.

По структуре РДЦ отличается своей менее жесткой централизацией, нежели РПЦ и Русская Старообрядческая Православная Церковь (РСПЦ) Белокриницкой иерархии. Отсюда в церкви, не привыкшей к особой строгой дисциплине, часто возникают локальные конфликты, например, в 90-е годы XX века церковь несколько раз была на грани раскола. Так, в середине 90-х годов епископ Леонтий (Кречетов), попытался создать Иверскую самостоятельную Древлеправославную Церковь, кроме того, в Самаре в 1995 г. епископ Вадим (Коровин) выступил с критикой священноначалия, что могло привести к новому делению старообрядчества, если бы не его отлучение.

В 2001 г. обостряются отношения новозыбковцев с РСПЦ. Архиепископ Александр, глава РДЦ выступил с резким заявлением, обвинив РСПЦ в «прозелитизме» и в склонении священнослужителей РДЦ к переходу в Белокриницкую иерархию. Особо он осудил то, что священноначалие РСПЦ позволяет себе общаться с внешним миром от лица всего старообрядчества. На Соборе РДЦ было заявлено необходимости четкой грани между новозыбковцами и Белокриницкой иерархией.

Это связано с тем, что РДЦ по-прежнему отрицает законность рукоположения Белокриницкой иерархии. Также, с точки зрения новозыбковцев, все остальные христиане находятся в ереси и заблуждении, но они не считают, что все они не будут спасены.

3 марта 2002 года на Соборе РДЦ глава церкви архиепископ Александр был возведен в сан Патриарха, а резиденция перенесена из Новозыбкова в Москву. В Украине зарегистрировано две общины РДЦ. Одна из них в Донецкой области.

Многим старообрядчество представляется неким монолитным образованием. Между тем оно достаточно сложно структурировано как в церковном, так и в социальном отношении - от таежных скитов до вполне светских городских слоев. Более того, старообрядчество разрозненно, состоит из мало общающихся между собой больших и малых групп верующих. С одними старообрядческими согласиями и группами верующих диалог, причем диалог продуктивный, возможен, с другими он попросту немыслим. Одни старообрядческие сообщества состоят, по определению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, из "православно верующих христиан", другие, в зависимости от степени самоизоляции, постепенно становятся на путь обретения признаков сектантских образований. Понятно, что поэтому конструктивный диалог принципиально возможен далеко не со всеми старообрядцами.

Выскажем некоторые предварительные замечания. При всей ясности понятия диалога, как беседы или переговоров двух сторон, в церковной жизни сложился свой стереотип понимания этого термина. Здесь под диалогом обычно понимается организованный двухсторонний переговорный процесс, преследующий какую-либо позитивную цель - объединение Церквей, создание общей вероучительной формулы и т.д. В отношении со старообрядцами пока реально речь может идти всего лишь о попытках найти общий язык для потенциально возможного диалога. Поэтому правильнее бы эту фазу отношений именовать, например, собеседованиями, имея в виду под ними такую форму диалога, когда целью ставится не создание некоего совместного продукта, а просто попытка понять друг друга. Для начала дальнейшего движения вперед необходимо прийти к пониманию, лучше обоюдному, что конкретно нас разъединяет. А для этого нужны встречи, собеседования, может быть даже дискуссии, пусть формально ни к чему не обязывающие, но позволяющие глубже понять друг друга.

На сегодняшний день важно, чтобы результаты таких собеседований стали доступными для всего русского православного сообщества, то есть как для чад Русской Православной Церкви, так и для старообрядцев, поскольку и тем и другим они могут принести несомненную пользу. На наш взгляд, именно возможность самоуглубления в русскую национальную историю ценна в таких собеседованиях, поскольку может способствовать поиску конструктивных решений на будущее.

Если говорить о проблемах, возникающих при сегодняшних попытках наладить общение со старообрядцами, то одна такая проблема уже названа - до сих пор не только не предпринималась совместная попытка объективно осмыслить явления прошлого с позиций современности, но отсутствует общая терминологическая база для этого. Приведем простой пример: абсолютное большинство представителей одного из двух крупнейших согласий старообрядцев-поповцев", имеющих уже несколько лет свою небольшую духовную семинарию, справедливо утверждают, что у членов этого согласия есть с Русской Православной Церковью обрядовые и канонические разногласия, но нет догматических, вероучительных; многие же представители другого согласия постоянно подчеркивают наличие также догматических расхождений, неизменно приводя в пример именно обрядовые.

В этом заключается другая проблема в налаживании общения. С одной стороны, в дораскольных книгах, скажем, крестное знамение, в соответствии с мироощущением того времени, называлось "догматом", что вызывает трудности в попытках взаимопонимания, но трудности преодолимые, если принципиально не отрицать ценности усвоения исторических и богословских наук. Но, с другой стороны, крупные старообрядческие согласия вобрали в себя за последние 10-15 лет достаточно большое количество людей, не воспитанных в старообрядческой традиции, но воинствующе настроенных против Русской Православной Церкви. Людям этим свойственна удивительная для воцерковленных христиан агрессия и непримиримость. С характерной для неофитов активностью они неустанно изыскивают в Русской Православной Церкви все новые и новые "ереси", внося в ряды своего сообщества всевозможные нестроения и нервозность. Не хотелось бы ошибаться, но, кажется, здоровые духом и исконно принадлежащие к старообрядчеству приверженцы церковной старины все же интуитивно начали распознавать явно чужие голоса в своей среде, достаточно откровенно дирижируемые той же палочкой, которой управляется и так называемое "альтернативное православие".

К сожалению, определенную проблему в развитии общения создают некоторые СМИ, в особенности светские, привыкшие искать сенсации и не обремененные чувством ответственности за содержание своих публикаций. Разумеется, развитое церковное сознание не может признать состояние церковного раскола явлением естественным и нормальным. Но чувство скорби не должно заслонять чувство реальности - ни о каком объединении со старообрядцами в настоящее время речь не идет. Как бы громко ни призывала нас христианская совесть покончить, и побыстрее, с грехом раскола, исходить следует из объективной действительности. Излечение многовекового раскола, породившего и насилие, и обиды, и недоверие, и взаимное отчуждение, если в принципе и возможно, то требует подхода тонкого, деликатного, не терпящего суеты и торопливости. В старообрядчестве сейчас немало людей, не готовых не только к диалогу, но даже к общению с православными. Следует всячески приветствовать, что большинство современных лидеров старообрядчества проявляет готовность к общению и сотрудничеству с Русской Православной Церковью. И не однажды приходилось слышать от этих людей справедливые сетования на сообщения масс-медиа о якобы уже ведущихся переговорах об объединении. Такие сообщения сегодня можно оценивать как провокационные, возможно, ставящие целью только усложнить общение, поскольку они не соответствуют действительности и поскольку реакция на такие сообщения разных групп верующих может существенно различаться. Следует помнить, что христианская добродетель тиха и некриклива по своей природе, а ее противники, сколь бы скромным ни было их число, способны многое разрушить и многие сердца смутить.

В целом можно сказать, что взаимоотношения со старообрядчеством сейчас развиваются динамично, хотя и не без определенных трудностей. И главной целью этих отношений в настоящее время можно было бы назвать достижение осознанного понимания не только многими старообрядческими лидерами, но и большинством верующих, что поддержание общения с Русской Православной Церковью сегодня и для них, и для нас не просто полезно, но и необходимо. И речь сегодня идет не о молитвенном общении, чего боятся многие старообрядцы, озабоченные сохранением своей идентичности. Когда на повестке дня стоит сохранение национальной идентичности, имеет смысл взглянуть хотя бы чуть-чуть повыше своего забора. А вдруг за этим забором не враг, а сосед, которому грозят те же опасности, едва ли преодолимые в одиночку?

Старообрядчество. Штрихи к историческому портрету

История диалога со старообрядчеством существует столько же, сколько существует и само старообрядчество. Почти за 350 лет был накоплен огромный опыт полемики с "ревнителями древлего благочестия". Диалог с ними ведется и поныне, однако мало кто из современников знаком с ним.

Государственная власть и официальная Церковь изначально относились к старообрядцам как к еретикам и преследовали их. Масштабы гонений отнюдь не придуманы самими старообрядцами, ибо именно эти гонения и породили раскол в Русской Церкви. Применять казни против "раскольников" царю посоветовали бывшие греческие иерархи на Соборе 1666-1667 годов. Боясь казней, тысячные толпы приверженцев старой веры ушли в глухие леса или подались за границу. Те, кого гонителям удавалось обнаружить, предпочитали пыткам самосожжение. По мнению историка Церкви А.В. Карташева, к 1690 году в самосожжениях погибли более 20 тысяч человек.

Светская власть и старообрядцы

Надо особо отметить, что именно государственная власть была инициатором как богослужебной реформы, так и гонений на старообрядцев.

Особенно жестокие гонения старообрядцы претерпевали при царевне Софье. За приверженность старой вере тогда могли даже казнить. Во времена Петра I открытых гонений на старообрядцев не было, но при этом старообрядческое население облагалось двойной податью. В царствование Екатерины II старообрядцы не испытывали особых притеснений со стороны государства. Благожелательную политику продолжали и императоры Павел I и Александр I. При Николае I начались новые гонения: старообрядческие храмы и монастыри закрывались и обращались в православные или единоверческие. Мало известен тот факт, что писатель П.И. Мельников-Печерский, написавший романы "В лесах" и "На горах", был чиновником Министерства внутренних дел и во время "противораскольнической" кампании лично занимался ликвидацией старообрядческих скитов, снискав особую нелюбовь старообрядцев.

Во время правления императоров Александра II и Александра III притеснения старообрядцев начали стихать. А при Николае II, после обнародования в 1905 году "Манифеста о началах веротерпимости", старообрядцы получили свободу. Период между двумя революциями в истории старообрядчества многие исследователи называют "золотым веком". За это время старообрядцами было построено более тысячи храмов; съезды и Соборы проходили практически ежегодно, было создано несколько союзов и братств. В 1912 году на Рогожском кладбище был открыт Старообрядческий педагогический институт с 6-летней программой обучения, которым руководил отец будущего академика АН СССР Б.А. Рыбакова. Институт так и не дождался своего первого выпуска: в 1916 году всех учащихся старшего курса направили в действующую армию. Все достигнутое было окончательно разрушено после 1917 года. На старообрядцев, как и на всех христиан, начались гонения со стороны нового правительства, появились новые мученики за старую веру.

Евгений Юферев

Церковь и старообрядцы

Старообрядчество было относительно единым только при жизни таких "ревнителей древлего благочестия", как протопоп Аввакум, диакон Феодор и др. После их смерти в среде старообрядчества начали выделяться различные направления. Часть староверов отказалась принимать священников от Русской Церкви и, следовательно, осталась вовсе без священства. За ними закрепилось название "беспоповцев". Другая же, менее радикальная часть старообрядцев не стала отказываться от "беглого" священства - это так называемые "поповцы". Как "поповцы", так и "беспоповцы" разделились, в свою очередь, на различные "толки" и "согласия".

Официальная Церковь продолжала относиться к старообрядцам как к еретикам. Митрополит Димитрий Ростовский в своем "Розыске о раскольнической брынской вере" писал, что старообрядцы веруют в "другого Исуса", в "равноухого". Дело в том, что, в соответствии с древней традицией, старообрядцы пишут имя "Iсус" с одной буквой "i". Митрополит Димитрий заметил, что такое написание похоже на греческое слово, которое переводится как "равноухий". Такой невысокий уровень аргументации не способствовал диалогу, но, к сожалению, именно он закрепился и использовался синодальными миссионерами в полемике со старообрядцами. Традицию подобной критики поддерживали такие иерархи Православной Церкви, как архиепископ Нижегородский Питирим, епископ Тобольский Игнатий и митрополит Ростовский Арсений.

Подобный уровень полемики возмущал не только старообрядцев, но и единоверцев. Единоверцы - это православные христиане-старообрядцы, присоединившиеся к Православной Церкви на условиях полного сохранения дониконовского обряда. В XVIII веке отмечено несколько случаев присоединения старообрядцев к Православной Церкви на этих условиях. Например, основатель Саровской пустыни иеромонах Исаакий († 1737) убедил присоединиться к Православной Церкви беспоповца-федосеевца по имени Иоанн. А в 1799 году целая группа рогожских старообрядцев обратилась к митрополиту Платону с просьбой о присоединении их к Православной Церкви. В ответ на это прошение митрополит Платон написал "Правила или пункты единоверия". Согласно им, клятвы Собора 1666-1667 годов на старые обряды были сняты только с тех старообрядцев, кто присоединился к Православной Церкви. Единоверцам было разрешено причащаться в новообрядческих храмах, но при этом новообрядцам запрещалось причащаться в храме единоверческом. Только в случае чрезвычайной нужды, при отсутствии в округе новообрядческого священника, новообрядец мог принять напутствие единоверческого священника. Эти ограничения были отменены на Поместном Соборе 1917-1918 годов.

Из-за сохранения клятв на старые обряды старообрядцы не спешили присоединяться к Православной Церкви. Лишь в 1971 году старый и новый обряды были признаны равноспасительными. Постановления Собора 1971 года создали новые условия взаимоотношений со старообрядцами. После этого для старообрядцев открылись стены духовных школ Русской Православной Церкви, что дало возможность получить высшее богословское образование таким представителям современного старообрядчества, как Иван Миролюбов, епископ Антоний (Баскаков, Древлеправославная Церковь России) и архиепископ Александр (Калинин) (Русская Древлеправославная Церковь).

В XIX веке государственная власть, по сути, использовала единоверие для упразднения старообрядчества. В Российской империи насильственными методами закрывались старообрядческие монастыри и скиты. Они или полностью разрушались, или передавались единоверцам. В частности, в 1840-1850-е годы известный старообрядческий центр в Москве - Рогожское кладбище - был передан единоверцам, так как часть его прихожан присоединилась к единоверию. Один из рогожских храмов - Никольский - стал единоверческим, а в Покровском кафедральном соборе по просьбе митрополита Филарета (Дроздова) были запечатаны алтари. Вновь они были раскрыты лишь в 1905 году по указу царя Николая II.

В 1862 году среди белокриницких старообрядцев появляется так называемое Окружное послание. Целью его было изжить из среды старообрядцев-"поповцев" некоторые "беспоповские" идеи, которые ими ошибочно принимались за истинные. Послание утверждало, что Российская Православная Церковь есть Истинная Церковь, а имя Иисус в новом написании - не имя антихриста. Послание вызвало раскол, уврачевать который белокриницким старообрядцам не удалось. Впоследствии "противоокружники" утратили свою иерархию, однако небольшие их общины просуществовали в подмосковных Гуслицах вплоть до недавнего времени.

В начале ХХ века отношение Церкви и государства к старообрядцам постепенно меняется. После издания 17 апреля 1905 года "Манифеста об укреплении начал веротерпимости" религиозные общины стали свободными от государственного давления. Изменения произошли и в миссионерской работе со старообрядцами. Теперь миссионеры уже не могли рассчитывать на помощь государственной власти в борьбе с расколом. На заседаниях Предсоборного Присутствия (1905-1906 годы), посвященных проблемам миссии, была оговорена необходимость "принципиально изменить методы миссионерства среди раскольников". В 1908 году Синод издал "Правила по организации внутренней миссии", в соответствии с которыми государственная власть не могла быть в ней задействована. Однако переустройство миссионерской работы шло очень медленно.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов работу Отдела по вопросам единоверия и старообрядчества возглавлял митрополит Антоний (Храповицкий). На пленарное заседание были вынесены два доклада, содержавших прямо противоположные точки зрения: протоиерей Симеон Шлеев предложил проект учреждения единоверческих епископий, подчиненных епархиальным архиереям, а епископ Челябинский Серафим (Александров) опасался, что учреждение единоверческого епископата приведет к отрыву единоверцев от Церкви. После 1905 года изменились отношения и к единоверцам, поэтому по решению Собора было создано 5 единоверческих епископских кафедр. Одну из них - Охтенскую (в Петрограде) занял рукоположенный во епископа Симеон (Шлеев). Получив единоверческих епископов, единоверцы отнюдь не покинули Православную Церковь. Епископ Симеон доказал свою верность Православной Церкви тем, что, не уходя ни в какие расколы, принял мученическую кончину. На Архиерейском Соборе 2000 года он был причислен к лику святых в сонме Новомучеников и исповедников Российских. Во времена гонений на Церковь единоверческие кафедры в России сохранить не удалось.

На Архиерейском Соборе 2004 года было принято решение о создании Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядцами, что открывает новую страницу в отношении к старообрядцам.

Староверы, они же старообрядцы, - адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва - Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.

Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань - лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных - очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.

Староверы России: отличие от православных (основные моменты)

Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие. Не будем рассказывать все подробно, так как не хватит места в одной статье. Кратко взглянем на основные отличия и разночтения между староверами и православными.

1. Как правильно креститься.

Никон во время своей реформы церкви запретил креститься по старому обычаю двумя перстами. Всем было приказано совершать троеперстное крестное знамение. То есть креститься по-новому: тремя пальцами, сложенными в щепоть. Староверы не приняли этот постулат, увидели в нем кукиш (фигу) и напрочь отказывались креститься тремя пальцами. Старообрядцы и сейчас совершают крестное знамение двумя перстами.

2. Форма креста.

У староверов принята до сих пор дореформенная форма православного креста. Он имеет восемь концов. К нашему привычному кресту добавлены две маленькие перекладинки вверху (прямая) и внизу (косая). Правда, по мнению некоторых исследователей некоторые толки староверов признают и другие формы крестов.

3. Земные поклоны.

Староверы, в отличие от православных, признают только земные поклоны, а вторые - поясные.

4. Нательный крест.

У старообрядцев это всегда восьмиконечный крест (как описывалось выше) внутри четырехконечного. Главное отличие, что никогда на этом кресте нет изображения распятого Иисуса Христа.

5. Во время богослужения староверы держат руки скрещенными на груди, а православные опускают их по швам.

6. По-разному пишется имя Иисуса Христа. Есть разночтения в некоторых молитвах. Один ученый-историк насчитал, как минимум, 62 разночтения в молитвах.

7. Практически полный отказ от спиртного и курения. В некоторых старообрядческих толках допускалось принять три рюмки спиртного на большие праздники, но не более.

8. Внешний вид.

В старообрядческой церкви не встретите, как в наших православных, девушек и женщин с косынками на голове, в шапках или платках, завязанных узлом сзади. Женщина - строго в платке, заколотом булавкой под подбородком. Никакой яркой и цветной одежды не допускается. Мужчины - в старорусских рубашках навыпуск обязательно с поясом, разделяющим две части тела на нижнюю (грязную) и верхнюю (духовную). В повседневной жизни мужчине-староверу запрещено сбривать бороду и носить галстук (Иудина удавка).

Кстати, из всех русских царей староверы особенно ненавидели Петра Первого за то, что тот заставлял сбривать бороды, забирал староверов в армию, приучал народ к курению (была поговорка у староверов: "Табачник - в аду приказчик") и прочим, по мнению староверов, заморским дьявольским штучкам. А Петр Первый реально ценил воинов, которые попадали в армию из староверов. Известен один интересный случай. На верфи на воду должны были спускать новый фрегат. Что-то там не ладилось по технической части: то ли бревно застряло, то ли еще что. Царь, обладающий мощным здоровьем и крепостью тела, подскочил сам, схватил бревно, помог решить проблему. Тут он обратил внимание на крепкого работника, который работал за троих и, не боясь царя, помог поднять бревно.

Царь предложил сравнить силушку. Говорит: "Вот я тебя ударю в грудь, если на ногах устоишь, то разрешу меня ударить и будет тебе подарок царский". Размахнулся Петр и саданул детинушке в грудь. Кто-то другой отлетел бы, наверное, метров на пять кубарем. А тот только как дуб покачнулся. Удивился самодержец! Потребовал ответный удар. И старовер ударил! Все замерли! А парень был из староверов Причудья. Царь еле выдержал, качнулся, отошел на шаг. Государь наградил серебряным рублем и должностью капрала такого героя. Все объяснялось просто: староверы не пили водку, не курили табак, ели, как сейчас модно говорить, экологически чистые продукты и отличались завидным здоровьем. Поэтому Петр I и приказал забирать в армию молодежь из скитов.

Такими были, есть и остаются староверы, хранящие свои обычаи и традиции. Староверы: отличие от православных - действительно, интереснейшая тема, можно еще много и много писать об этом. Например, мы еще не рассказали, что в домах у староверов хранилось два комплекта посуды: для себя и для чужих (гостей). Запрещалось с иноверцами есть с одной посуды. Очень харизматичным лидером у староверов был протопоп Аввакум. Рекомендуем всем, интересующимся данной темой, посмотреть российский сериал "Раскол", который очень подробно рассказывает о церковной реформе Никона и ее последствиях.

В заключение только добавим, что Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) только в 1971 году отменила полностью анафему со староверов, и конфессии начали делать шаги навстречу друг другу.



Рассказать друзьям