Что значит лирика в литературе. Что такое лирика в литературе и искусстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лирика

ЛИ́РИКА -и; ж. [от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры, чувствительный]

1. Один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путём передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора; произведения такого рода. Русская классическая л. Л. Лермонтова. Пушкинская л. Любовная л.

2. Элемент, часть какого-л. произведения, в котором отражаются мысли и чувства автора. Л. газетной статьи. В романе больше лирики, чем эпоса.

3. Разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональный элемент преобладает над рассудочным; чувствительность. Впасть в лирику. Удариться в лирику (стать чувствительным, излишне эмоционально относиться к чему-л.).

Лири́ческий (см.).

ли́рика

(от греч. lyrikós - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение . Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты VI-VIII вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России - А. С. Пушкин, А. А. Блок.

ЛИРИКА

ЛИ́РИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение (см. СТИХОТВОРЕНИЕ) . Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России - А. С. Пушкин, А. А. Блок.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "лирика" в других словарях:

    ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… … Литературная энциклопедия

    Лирика - ЛИРИКА. Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества, который представляет собою раскрытие, выражение души (тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, не от… … Словарь литературных терминов

    Действующее вещество ›› Прегабалин* (Pregabalin*) Латинское название Lyrica АТХ: ›› N03AX16 Прегалабин Фармакологическая группа: Противоэпилептические средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› G40 Эпилепсия ›› G62.9 Полинейропатия… … Словарь медицинских препаратов

    ЛИРИКА, лирики, мн. нет, жен. (греч. lyrike). 1. Вид поэзии, преим. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально субъективных элементов. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская… … Толковый словарь Ушакова

    - (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество … Современная энциклопедия

    - (от греч. lyrikos произносимый под звуки лиры) род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИРИКА, и, жен. 1. Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина. 3. перен. То же, что лиризм (во 2 знач.). | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 7 задушевность (14) лиризм (10) миннезанг (1) … Словарь синонимов

    - (греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает… … Энциклопедия культурологии

    Лирика - (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное “я” поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЛИРИКА - (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь


греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) – род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает множество стихотворных жанров, способных выразить в форме субъективных переживаний полноту сложнейших проблем бытия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИРИКИ

I. У греков.

Под именем лирической поэзии в обширном смысле мы понимаем всякого рода поэтическое произведение, не принадлежащее ни к эпосу, ни к драме, относя, следовательно, сюда же элегии, ямбическую поэзию и т. п.; в более же узком смысле, - а так понимали ее и сами греки, - она означает только такого рода поэзию, которая тесно связана с музыкой и орхестикой, так называемую мелическую и хорическую; первая преимущественно свойственна была эолийцам, а вторая выработана дорянами, вследствие чего первая называется также эолическою поэзиею, а вторая дорическою. В то время как ионийцы, вследствие особенной впечатлительности и восприимчивости к явлениям внешнего мира, создали эпос и элегию, опередив в этом все остальные племена, и заботились об их развитии, эолийцы, воспринимая так же живо и легко впечатления извне, но отличаясь большею силою и глубиною чувства, пошли далее в развитии задачи поэзии и создали новый род художественного произведения - мелическую поэзию, в которой поэт выражал непосредственно свои внутренние, индивидуальные мысли и чувства, вызванные тем или другим обстоятельством, свой гнев и ненависть, любовь и дружбу, радость и горе. Выражению подобного рода чувств уже не соответствовала та спокойность и равномерность, которые составляют отличительную черту элегий и рапсодий; необходимо было пение и быстрый, менее спокойный метр. За напряжением и возбуждением чувства естественно следует ослабление и остановка, отсюда появилась мелическая строфа, состоящая из нескольких коротких повторяющихся стихов, за которыми следует один или два заключительных стиха с несколько иным метром (сапфическая, алкейская строфа и т. д.). Пение сопровождалось игрою на струнном инструменте. Начало и последующее развитие этой эолической поэзии относится к концу 7 и 1-й половине 6 в. до Р. X., т.е. ко времени политической борьбы, когда в каждой отдельной личности является большее сознание самостоятельности и когда чувство и страсть высказываются с большею силой. Страна, где явилась и по преимуществу развивалась мелическая поэзия, был остров Лесбос. Эолийцы, жившие на этом острове, достигли высшего развития духовной жизни, чем те из них, которые жили в других местах; музыка пользовалась у них особенной заботой. Представителями этого рода поэзии были: Алкей из Митилены (ок. 612 г. до Р. X.), известный своим страстным участием во внутренних усобицах отечества и жизнью, полною беспрерывных треволнений; его современница и землячка Сапфо вместе сo своей ученицею Еринною. Как на отдельную отрасль эолической поэзии следует смотреть на поэзию ионийца Анакреонта. Различный характер сравнительно с мелическою поэзиею имела лирика хорическая или дорическая, в которой лирическая поэзия вообще достигла самой высокой ступени своего развития. В ней выражалось уже не субъективное чувство отдельной личности - поэта, но чувство и душа целого народа. Эти песни исполнялись на празднествах в честь богов танцующим хором под аккомпанемент музыкального инструмента. Для такого рода представлений не подходили уже небольшие, легкие эолические строфы; хорические строфы, соответствующая ей по метру антистрофа, за нею различная от обеих эпода; во время антистрофы хор возвращался на первоначальное место, исполняя в обратном направлении те же движения, что и в строфе, и затем, стоя, пел эподу. Песни по своему назначению и содержанию носили различные названия. Так, ????? был связан с культом Аполлона. Уже у Гомера находим мы его в виде умилостивительной песни при жертвоприношении Аполлону (Ноm. Il. 1, 472) или же в виде победной песни (Il. 22, 331). Из пеана первого рода, особенно в культе пифийского Аполлона, развилась под дорическим влиянием хвалебная и благодарственная песнь или же песнь, взывающая о помощи в беде и относящаяся не только к богам-спасителям - Аполлону и Артемиде, но и к другим божествам-покровителям; пеан, исполнявшийся во время пиршеств, во время???????? и?????????, носил особый характер. Из победного пеана, в особенности под влиянием критян, развилась боевая песнь, исполнявшаяся при нападении на врагов и после победы. Противоположна пеану была песнь в честь Аполлона, называвшаяся?????????, веселого и шутливого характера, причем пение хора сопровождалось жестами и танцами. ´????? была хвалебная песнь в честь богов, которую пел хор под аккомпанемент кифары, стоя перед алтарем; как на самых древних основателей этих хорических гимнов следует смотреть на Аполлоновых певцов Олена, Филаммона и др.; гимны Гомера (см. Homerus, Гомер , 9), как не предназначавшиеся для публичного чествования богов, подобно позднейшим гимнам Каллимаха, Месомеда, орфических поэтов, следует совершенно отличать от гимнов, посвященных известному культу. О?????????? см. слово????????, Просодия (видоизменение гимнов, или пеана), назывались песни, которые пел хор под аккомпанемент флейты в то время, когда он в торжественном шествии направлялся к храму; несколько иной характер имели????????, названные так потому, что исполнялись хором молодых девиц. ???????? была хвалебная песнь для прославления как отдельных личностей, царей и замечательных мужей, так и особенных каких-либо событий. Родственного с предыдущею песнью характера была хвалебная песнь в честь победителя при состязаниях - ??????????, см. Pindaros, Пиндар . Сюда же принадлежат????????, застольные песни, - из них так называемые??o??? имели особенный характер, - и свадебные песни, ????????? и???????????, последние пелись перед дверьми свадебной комнаты, а первые во время торжественного шествия невесты хором юношей и девиц. Обычай провожать домой новобрачных в сопровождении хора из юношей и девиц с танцами и песнями и петь шутливые песни за свадебным пиром и перед спальней новобрачных был очень древним. Ноm. Il. 18, 492 слл. Hesiod. scut. Here. 274 слл. Веселым свадебным песням составляли противоположность???????, печальные песни под аккомпанемент флейты во время похорон и поминок. ср. об этих различных периодах мелической поэзии Bernhardy, Grundr. der griech. Litteratur II, 2, стр. 624 слл. , 3-е изд. Хорическая поэзия имела свои начатки в древнейшее, еще догомеровское время и в особенности развивалась под влиянием глубоко религиозного племени дорян, главным образом на острове Крите и в Спарте. Но художественное развитие получила она после большого усовершенствования в музыке, ок. 30 ол. (660 г. до Р. X.), благодаря поэтам, которые происходили частью из недорических государств, каковы были Алкман из Лидии (ок. 650 г. до Р. X.), Стесихор из Гимеры (635-560 гг.) и Арион из Мефимны (628-585 гг.). Хотя эти поэты в общем придерживались нравственно-религиозного характера хорической поэзии дорян, тем не менее они относились к своему предмету с большею свободой и самостоятельностью поэтического творческтва, чем это было до них. Под влиянием только что названных поэтов хорическая поэзия сделалась общим достояним всех греков; самого же высшего процветания достигла она в конце 6 и в 1-й половине 5 в. до Р. X., т. е. незадолго до Персидских войны и во время их благодаря следующим поэтам: Ивику из Регия (ок. 530 г. до Р. X.), Симониду из Кеоса (556-469 гг.) и Пиндару из Фив (521-441 гг.); к ним примыкает также Бакхилид, племянник Симонида (ок. 473 г.). У них хор служит только средством для выражения свободного вдохновения поэта. Но, кроме того, следует указать на 3-х женщин - Коринну из Танагры, Телесиллу из Аргоса (ок. 500 г. до Р. X.) и Праксиллу из Сикиона (ок. 450 г.), затем Тимокреонта с острова Родоса (жившего во время Персидских войн), замечательного своею пылкостью и язвительным остроумием. Диагора из Мелоса (ок. 470 г. до Р. X.), Керкида из Мегалополя (ок. 350 г. до Р. X.); наконец известны дифирамбами следующие поэты: Филоксен с острова Киферы (ок. 400 г. до Р. X.), Тимофей из Милета (умер в 357 г. до Р. X.), Полиид и Телест из Селинунта (ок. 350 г. до Р. X.). Чем разнообразнее и величественнее были мелические произведения греков, тем сильнее следует пожалеть о том, что за исключением энкомий Пиндара до нас не дошло ни одного полного стихотворения. Собрание фрагментов греческих лириков (включая и элегиков) находится у Th. Bergk: Poetae lyrici Graeci (4-е изд., 1878-1882); избран. в изд. Mehlhorn (1827), Schneidewin (1839), Stoll. (4-е изд., 1862-1874), Buchholz (2-е изд., 1873-1875, I т. изд. 1880). Bergk (2-е изд., 1868).

II. У римлян лирическая поэзия была приноровлена к их культу. Художественного развития достигла она в эпиграмме, ямбе и особенно в элегии. К концу Республики, когда знакомство с греческой литературой сделалось всеобщим, нашел себе место и греческий мелос. Катулл был первым лириком этого рода; но мастером в этой поэзии, и по приговору древних, считается Гораций, который действительно мог хвалиться тем, что princeps Aeolium carmen ad Italos deduxit modos (Od. 3, 30, 13 сл.). Множество лириков следовало за ним в первые века христианства, даже некоторые из христиан (Пруденций и др.) делали попытки в этом роде. Здесь можно назвать: Цезия Басса, Салея Басса, Вестриция Спуринну, Стация и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός - «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

    «Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ - это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ - это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно все равно сохраняет свое художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

    В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время, лирическое произведение пишется в настоящем времени. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишен смысла.

    Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме - это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нем свое выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.

    В лирику входят стихотворение, романс, послание, элегия.

    Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

    Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики - Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

Что такое лирика? В литературе это отдельное направление, главной особенностью которого является воспроизведение эмоций и чувств. Это особенный вид создания художественных образов, популярный во все времена.

Что такое лирика в литературе? Под этим термином понимают категорию произведений, в которых на первом плане субъективные чувства героя.

Отличия от других направлений

Для того чтобы понять, что такое лирика в литературе, следует сравнить ее с драмой или эпосом. В произведениях этих направлений присутствует сюжетность. В лирике ее нет. Автор повествует о своих чувствах, при этом использует преимущественно настоящее время. Содержание лирического произведения изложить очень сложно. В нем передано мгновение внутренней жизни автора.

Античность

Итак, что такое лирика? Литературный термин, который в переводе с греческого означает «под звуки флейты». В античные времена лирические произведения существенно отличались от тех, что созданы в последние столетия. Это были сочинения, которые воспроизводились под аккомпанемент флейты. В те времена были почти нераздельны музыка и литература. Темы в лирике могут быть различными. Такие произведения посвящают не только любви. В античности песни, которые исполняли под звуки флейты, нередко восхваляли богов. Многие из них, конечно, были посвящены и любви.

Средневековье

В десятом столетии широкую популярность получили гимны и секвенции. Когда речь идет о средневековой лирике, вспоминаются прежде всего произведения трубадуров. Эти поэты особенно мастерски воспевали платоническую любовь, причем чаще любовь к женщине, которая стоит на высокой общественные ступени. В поэзии трубадуров присутствуют и нравственные наставления. Но и они переплетаются с любовными мотивами.

Родина трубадуров - Франция. Позже их поэзия проникла и в Германию. При этом вытеснила народную немецкую лирику настолько, что от нее не осталось и следа.

Эпоха Возрождения

В этот период лирика получила особенное развитие в Италии. В XIII столетии здесь появились трубадуры, среди которых немало было придворных поэтов. Возникли такие формы, как канцона и сонет. Последняя сегодня известна прежде всего благодаря великому Шекспиру, создавшему множество утонченных лирических произведений. В XIV веке во Франции в моду вошли баллады. Вскоре они стали так же распространены, как и итальянские сонеты.

Лирика поэтов-романтиков

Огромное количество выдающихся произведений было создано в XIX веке. Это эпоха романтиков, поверивших в несбыточную мечту. Этих поэтов не устраивала реальность, и они создали свой фантастический мир. Романтизм зародился в Германии. Затем получил распространение во всей Европе. Представители русского романтизма: Жуковский, Рылеев, Батюшков, Лермонтов, Баратынский, Одоевский и, конечно, Пушкин. Лиризм в XIX столетии проник во все виды поэзии. Его характерные черты присутствуют в поэме Пушкина «Кавказский пленник».

Какие существуют жанры лирики в литературе? Послание, романс, элегия, эпиграммы, ода, идиллия. Стоит рассказать о самых популярных жанрах лирики.

Романс

Начиная с восемнадцатого столетия так называли поэтическое или музыкальное произведение лирического характера. Большое влияние на развитие жанра оказали немецкие поэты Гете и Гейне. В XIX веке сформировались школы романса: немецкая, французская, русская.

Романс представляет собой небольшое стихотворное произведение, повествующее о событиях, которые возбуждают чувства и фантазию. Этот жанр возник прежде всего в южных странах. А именно в Испании. Сочинения, созданные авторами этой страны, напоминают эпические народные песни с национальной окраской. Произведения отличались простотой изложения.

Ода

В переводе с древнегреческого этот литературный термин означает «песнь». Ода - это торжественная песня, которая посвящена какому-либо герою или событию. Зародилась она в Древней Греции. Первоначально под этим словом понимали стихотворное произведение, которое читать следует под музыкальное сопровождение. Впрочем, как и любое другое лирическое сочинение.

Ода была популярна и в Средневековье, и в 18-19 веках. В 18 столетии в России выдающимися литераторами было создано несколько произведений в этом жанре. Авторы знаменитых од - Ломоносов, Державин.

Лирика Серебряного века

Начало XX столетия в России ознаменовано появлением целой плеяды талантливых поэтов. Лирика Серебряного века невероятно музыкальная, многообразная. В начале столетия существовало несколько литературных направлений. Это и футуризм, и символизм, и эгофутуризм, представителем которого является Игорь Северянин. Поэзия играла важную роль в общественной жизни. Авторы зачитывали свои произведения на литературных вечерах, в те годы они становились так же известны и любимы публикой, как сегодня медийные личности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: довольно широкое значение имеет термин «лирика» в литературе. Есенин - великий русский поэт - создавал произведения, которые ничего общего не имеют с песнями французов-трубадуров. Выходец из Рязанской губернии в ранних стихах воспевал родные пейзажи, в «Письме к женщине» выразил свое отчаяние относительно прожитых лет, в «Черном человеке» поведал о своих страхах. Единственное, что объединяет все лирические произведения, - это субъективность чувств. Автор рассказывает о том, что испытывает в определенный момент.

Бурное развитие информационных технологий имеет свои негативные стороны. Гуманитарные науки оказываются незаслуженно забытыми, а ведь их название происходит от латинского слова humanus - «человеческий».

Далеко не каждый уверенный пользователь сети Интернет сможет дать внятный ответ на простой хрестоматийный вопрос: «Что такое лирика?».

Слово лирика происходит от названия музыкального инструмента - лиры. Лирика берет свое начало в глубокой древности, когда под звуки лиры сочинялись и исполнялись песни и стихи. Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора.

Сегодня термин «лирика» широко используется в литературе и музыке. В разговорной речи под этим словом подразумевается эмоциональная сфера, противоположная практическим мыслям и действиям (пример: «оставим лирику, перейдем к делу»).

Словарь Ожегова классифицирует лирику как род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В словаре Ушакова формулировка несколько иная: там лирика описана как вид поэзии, выражающий личные настроения и переживания поэта. Существует множество изящных формулировок, но суть у них одна: лирика основывается на человеческих чувствах и переживаниях.


Лирика подразумевает искренность и откровенность, открытость чувств и эмоциональную утонченность. Основными лирическими жанрами являются стихотворение, романс и элегия. На первый взгляд эти поэтические жанры не пользуются сегодня высокой востребованностью, но на самом деле это не совсем так.

Лирическая поэзия широко используется, например, в текстах песен; многие популярные хиты по своей сути являются именно лирическими произведениями. Если вы припомните свои любимые песни, среди них наверняка найдется несколько образцов песенной лирики. Кстати, в музыкальной терминологии слово «лирика» тоже используется.

К лирике относится род музыкальных произведений, где преобладает эмоциональная составляющая. Лирическими могут быть произведения самых разных музыкальных жанров, важно, чтобы они вызывали у слушателя интенсивное сопереживание на глубинном эмоциональном уровне.

Лирическая составляющая играет важную роль во многих классических музыкальных произведениях, в наши дни музыкальная лирика широко используется в таких жанрах, как джаз, блюз, ритм-н-блюз, шансон, городской романс, авторская песня, а также в электронной и .


Хорошую лирическую музыку можно понять без слов, слушатель воспринимает заложенные в нее чувства независимо от языка, на котором говорит и думает написавший ее композитор.

Древнейшими лирическими произведениями, дошедшими до наших времен, являются библейские тексты - Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, представляет собой полноценный образец лирико-драматической поэмы. Пропитанные глубоким религиозным чувством Псалмы стали основой христианской лирики и были переведены на все современные европейские языки.

Но настоящий расцвет лирической литературы наступил лишь в XIX веке. Яркий след в развитии лирики оставили такие выдающиеся мастера слова, как Байрон, Перси Шелли, Виктор Гюго, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И.А. Бунин, А. К. Толстой. Всемирную известность получила лирика , которая до сих пор является классическим эталоном лирической русской поэзии.

Приведем конкретные примеры лирических литературных произведений.

А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Деревня», «Я вас любил», «Пророк», «Поэту», «К морю», «Я помню чудное мгновенье».

Н. А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Элегия», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей».

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное», «Я встретил вас», «Умом Россию не понять», «Осенний вечер», «Тени сизые сместились».


Классикой музыкальной лирики являются «Лунная» соната Бетховена, «Сказки венского леса» Штрауса, «Реквием» Моцарта.

Из современных примеров наиболее известными являются рок-баллады таких групп, как Scorpions и Guns N’ Roses.



Рассказать друзьям