Что ты клонишь над водами ива,макушку свою? разбор схема и харекстеристика и грам основу.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою!

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..


Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струей…

Но струя бежит и плещет

И, на солнце нежась, блещет

И смеется над тобой…

КОММЕНТАРИИ:

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 2.

Первая публикация - Совр . 1836. Т. IV. С. 34 под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии», под номером XVII, с общей подписью «Ф.Т.». Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 5–6; Изд. 1854 . С. 7; Изд. 1868 . С. 10; Изд. СПб., 1886 . С. 102; Изд. 1900 . С. 102.

Печатается по автографу.

Записано в автографе под цифрой 2; под цифрой 1 - «В душном воздуха молчанье…» (см. коммент . С. 401). Характерная особенность синтаксического оформления текста - частое использование многоточий; 2-я строка заканчивается восклицательным знаком и дополнительной точкой, как бы незавершенным многоточием; 5-я - вопросительным знаком и многоточием (четырьмя точками), 7-я - многоточием (здесь снова четыре точки), 10-я - многоточием (пятью точками). Это обилие точек в конце строк могло ассоциироваться в поэтическом сознании автора с бегущей струей, движением поэтической эмоции; это и знак недосказанности, широкого внетекста, простора для читательского воображения. В написании стихотворения заметно стремление начинать с прописной буквы слова «Макушку», «Струю», «Струей», «Солнце», «Смеется». Прописные буквы в словах, обозначивших главных персонажей сценки, намекают на аллегорический подтекст образов (мотив девичьей обиды), создают мифологическую подоснову картинки.

В списке Муран. альбома (с. 6) многоточия не воспроизведены, в конце 2-й строки - запятая, в 5-й - только вопросительный знак, в 7-й - запятая, в 10-й - точка. Прописных букв нет.

История публикаций свидетельствует о стремлении приблизиться к автографу в передаче знаков препинания, отражающих движение тютчевского поэтического чувства. Ближе всего к автографу в этом отношении Лирика I .

Датируется, как и стих. «В душном воздуха молчанье…», 1830-ми гг.

Н.А. Некрасов отмечал: «Ничего не прибавляем в похвалу этому стихотворению. Заметим только одно, что, несмотря на всю разность содержания, оно напомнило нам стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий», которому оно, по нашему мнению, нисколько не уступает по своему достоинству» (Некрасов . С. 208). Он обратил внимание на чувство неудовлетворенности, стремление к чему-то, поиск, связанный с образом движущейся воды. Л.Н. Толстой отметил стихотворение буквами «К. Т.» (Красота. Тютчев) (ТЕ . С. 145).

Карточка № 1

Ф.И.Тютчев

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струей...

Но струя бежит и плещет,

И, на солнце нежась, блещет

И смеется над тобой…

    Отчего при чтении стихотворения рождается грустное настроение?

    В стихотворении два героя: ива и поток, струя . Они очень разные. Ива клонит над водами…макушку свою , ловит беглую струю , томится, трепещет. А струя радостна, полна движении и потому названа беглой . Струя бежит, плещет, блещет, смеется . В потоке – жизнь и наслаждение ею (на солнце нежась, блещет ). И чистая радость движения искрится, увлекает нас за собой. А ива печальна оттого, что не может слиться с этой радостью, слиться со струей. Желание ее столь сильно, что листы ивы названы дрожащими и сравниваются с жадными устами . Как вы понимаете это сравнение?

    Кому больше сочувствует поэт?

Ива А.А.Фет

Сядем здесь, у этой ивы.

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!

Ветви сочные дугою

Перегнулись над водою,

Как зеленый водопад;

Как живые, как иглою,

Будто споря меж собою,

Листья воду бороздят.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты…

Мягче взор твой горделивый…

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

    Совсем другая музыка стиха – энергичная, радостная, почти ликующая! И эти восклицательные знаки с их порывами, и эти мягкие рифмы, повторяющие название дерева (извивы, красивы, переливы …), рифмы, которые в первой и третьей строфе повторяются, как влюбленное эхо, и заканчиваются эпитетом счастливый . Отчего это счастье?

    Здесь, как у Тютчева, встречается слово дрожь. В каком значении употребляет его Фет?

    Какое из стихотворений ближе вам и почему?

    Как выглядит ива в стихотворении Тютчева и в стихотворении Фета?

    Важно ли, что в стихотворении Тютчева поэт один, а рядом с Фетом – его возлюбленная?

Фёдор Иванович Тютчев

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…

Необычный центральный образ, восходящий к отечественным фольклорным источникам, выделяет стихотворение 1835 г. из корпуса тютчевской лирики, для которой характерны торжественный стиль, обилие архаизмов и античных реминисценций. Скромная ива, склоненная над рекой, символизирует человека и его судьбу. Примечательно, что автор изображает только одну из двух частей иносказания, предоставляя читателю право реконструировать общий смысл поэтической зарисовки.

Образ дерева решен в духе тютчевских тенденций к антропоморфному изображению пейзажа: на это указывает обращение, оформленное по канонам лирической песни, а также выбор лексики и сравнение листвы с «жадными устами». По мере развития сюжета нарастают эмоции, которые приписываются основному образу. Поэт передает желание ивы дотянуться до быстрого водного потока. Так в контексте мечты персонажа появляется второй образ, также олицетворенный. «Беглая струя» воды оказывается на первом плане в финале произведения. Она словно дразнит иву своей динамичностью, изменчивостью и радостной игрой света в солнечных лучах. В описании образа водной струи задействованы четыре глагола и одно деепричастие, сконцентрированные в узких рамках трех стихотворных строк.

Простая образная система произведения допускает многовариантность аллегорических трактовок лирической ситуации. Стремление удержать любовь или продлить молодые годы, обрести счастье или вкусить наслаждение, постичь смысл природных явлений или ощутить себя в центре потока жизни — появление перечисленных позиций вполне оправдано. Разные толкования объединены образом героя: он стеснен, но не сломлен обстоятельствами и движим жаждой достичь невозможного.

В образе струи, символизирующей заветную цель, различаются интонации холодного безразличия, в финале переходящие в насмешку. В этом контексте также возможны разночтения: отрезвляющий тон должен образумить мечтателя, витающего в облаках, или призван продемонстрировать драматический исход лирической ситуации.

В тютчевском наследии имеется пример, когда образы деревьев символизируют человеческие чувства и мечты. В тексте поэтической миниатюры «С чужой стороны», вольной интерпретации творения Гейне, создаются романтические образы кедра и пальмы. Печальным, разобщенным, но близким духом персонажам суждено встретиться лишь во сне.

/ / Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Что ты клонишь над водами...» и Фета «Сядем здесь, у этой ивы...»

В творчестве А. Фета и Ф. Тютчева прекрасны не только панорамные картины природы, но и стихи, сфокусированные на отдельных деталях пейзажа. Подтверждением этому являются стихотворения «Что ты клонишь над водами.» и «Ива».

Произведение «Что ты клонишь над водами...» Ф. Тютчев написал в 1935 году. Особенность стиха, по мнению литературоведов, – фольклорные мотивы. В центре авторского внимания ива. Дерево низко склонило ветви над водой, поэту кажется, что оно ловит струю. Листики трепещут над струей, но она лишь смеется над ними и бежит, плеща, дальше.

Образы ивы и струи воды символические. Ива – человек, струя – человеческая жизнь, время. Человек пытается остановить быстротечные минуты и часы, но они убегают вдаль. Человеческая душа трепещет над жизнью, как листья ивы. Можно толковать образы-символы и несколько по-другому. Ива напоминает девушку или парня, страдающего от безответной любви. Струя же – объект воздыхания. Таким образом, Ф. Тютчев за картинами природы скрывает философские и пейзажные мотивы.

Стихотворение «Ива» вышло из-под пера А. Фета в 1954 году. Описание дерева в данном тексте служит фоном для раскрытия классического мотива свидания. В начале произведения лирический герой обращается к неизвестному собеседнику: «Сядем здесь, у этой ивы». После этого он начинает рассматривать иву, поражаясь «чудными извивами на коре вокруг дупла», сочными ветвями и листьями. Вода под деревом также необычная, напоминает дрожащее стекло с золотыми переливами.

Красивая пейзажная зарисовка продиктована не столько увиденным, сколько настроением лирического героя, сердце которого пленено любовными чувствами. Подтвержденьем этого является последняя строфа. В воде герой видит отраженье лица любимой, душа влюбленного радуется, что горделивый взгляд девушки стал мягче.

Пейзажные, философские и интимные мотивы в стихотворениях Ф. Тютчева и А. Фета раскрываются при помощи художественных средств. В стихе «Что ты клонишь над водами...» главную роль играет олицетворение: «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою?», «струя бежит… смеется над тобой». Сравнений и эпитетов в тексте немного. В произведении «Ива» привлекают внимание красивые, сочные сравнения: «ветви, как зеленый водопад», «как живые, как иглою… листья воду бороздят». Также А. Фет широко использует метафоры: «золотые переливы струй дрожащего стекла», «в этом зеркале под ивой».

Стихотворения разные по композиции. Стих «Что ты клонишь над водами...» состоит из пяти-, двустишья и терцета, а «Ива» – из двух шестистиший и двух терцетов. Все строфы относительно завершенные по смыслу. Произведение А. Фета написано хореем, а Ф. Тютчева – анапестом, поэтому стихи отличаются по ритму, темпу и настроению. А. Фет оживляет текст восклицательными предложениями, ф. Тютчев же употребляет риторический вопрос и оборванные синтаксические конструкции, усиливая философское звучание стиха.

Центральный образ обоих стихотворений – ива. Авторы показывают красоту дерева, интерпретируя ее в соответствии с ключевым мотивом.



Рассказать друзьям