Что такое Католицизм? Значение и толкование слова katolitsizm, определение термина. Кратчайшая история христианства

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Католицизм - это одно из главных направлений христианства (наряду с православием и протестантизмом). Как вероучение католицизм окончательно сформировался в 1054 г., после так называемого разделения церквей.

В наше время католицизм является самым распространенным христианским направлением. Приверженцев этого учения - католиков --можно найти во всех уголках земного шара.

Центром католической церкви считается Ватикан - крошечный город-государство в центре Рима. Площадь Ватикана - всего 44 гектара, а население насчитывает около 1 тыс. человек. Но, несмотря на такие маленькие размеры, Ватикан обладает всеми необходимыми атрибутами настоящего государства. У него есть свой герб, флаг, гимн, радио, почта и даже небольшая гвардия.

В Ватикане живет глава всех католиков - папа. Он руководит деятельностью многочисленных католических организаций, существующих во всем мире. Кроме того, папа назначает высших церковных иерархов - кардиналов и епископов. Должность папы - пожизненная. Его избирает коллегия кардиналов (конклав). Все католики считают папу наместником бога на земле, непогрешимым в вопросах веры. Его власть даже выше власти вселенских соборов - официальных собраний епископов и других представителей католической церкви, на которых решаются наиболее важные церковные проблемы.

Список римских пап, издаваемый Ватиканом, насчитывает 262 папы, включая предыдущего - Иоанна Павла II. С 1523 по 1978 г. этот пост занимали только итальянцы. А в 1978 г. папой был избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел II.

Чем же отличается католическое вероучение от православного? Во-первых, католики считают, что «святой дух» исходит не только от бога-отца, как учит православная церковь, но и от бога-сына. Католическая вера признает существование чистилища, которое является неким «промежуточным» местом между раем и адом, где очищаются души грешников, не получивших прощения в земной жизни, но и не совершивших смертных грехов. Считается, что после пребывания в чистилище душа человека может отправиться в рай.

В отличие от православных священников, все католическое духовенство дает обет безбрачия (целибат). Кроме того, в католицизме имеется ряд особенностей, связанных с таинствами и обрядами.
Например, крещение младенцев у католиков совершается путем обливания водой или погружения в воду, а у православных - только погружением в купель со святой водой. До недавнего времени таинство причащения (евхаристия) у католиков и православных тоже происходило по-разному. В православной церкви все верующие причащаются хлебом и вином. А в католицизме до недавнего времени мирянам разрешалось причащаться только хлебом. Решение о том, что все католики могут причащаться также и вином, было принято на II Ватиканском соборе (1962-1965).

Еще одна характерная особенность католицизма - почитание Богоматери и признание ее телесного вознесения на небо. Кроме того, у католиков широко распространен культ всевозможных реликвий (к ним относятся, например, остатки одежды Иисуса, гвозди, которыми он был прибит к кресту и т. д.), а также многочисленных мучеников и блаженных.

На протяжении многих столетий службы в католических храмах всего мира велись только на латыни. Лишь II Ватиканский собор разрешил совершать богослужения на национальных языках.

Администрация проекта сайт просит помощи в поиске автора данного материала и его первоисточника, поскольку данная статья поступила в редакцию без этой очень нужной нам информации.

Долгое время христианская церковь была единой. Разногласия, периодически возникающие между священниками Западно-Римской и Восточно-Римской Империи, как правило, быстро устранялись в ходе обсуждения спорных моментов на вселенских соборах. Однако постепенно эти разногласия становились все более острыми. А в 1054 году произошел так называемый «Великий раскол», когда главы в Риме и Константинополе взаимно предали друг друга проклятию («анафеме»). С этого момента христианская церковь разделилась на Римско-католическую во главе с Папой и Православную, возглавлял которую Патриарх константинопольский.

Хотя эта взаимная была отменена в 1965 году, совместным решением глав обеих церквей, разделение между католиками и православными действует поныне.

Какие религиозные разногласия могли привести к столь печальному событию, как разделение церкви

Католическая церковь, в отличие от , признает догмат о непогрешимости своего верховного пастыря – Папы римского. Католики считают, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (что отрицают ). Кроме того, во время Таинства Причастия мирян вместо дрожжевого хлеба – просфоры и красного вина, католические священники используют маленькие плоские лепешечки из пресного теста - «облатки», или «гости». При Таинстве Крещения католики обливают человека освященной водой, а не погружают его с головой в воду как православные.

Католическая церковь признает существование «чистилища» - места между раем и адом, православная же церковь отрицает чистилище. Католики, в отличие , верят в посмертное телесное вознесение Девы Марии. Наконец, католики крестятся «левым крестом», то есть сначала прикладывают пальцы к левому плечу, а потом к правому. Богослужение происходит на языке. Также в католических храмах наличие скульптур (кроме икон) и сидений.

В большинство верующих – католики? Очень много католиков в таких европейских странах, как Испания, Италия, Португалия, Польша, Франция, Ирландия, Литва, Чехия, Венгрия. Большинство верующих в государствах Латинской Америки также являются приверженцами католицизма. Из азиатских стран больше всего католиков на Филиппинах.

11.02.2016

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока."Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида - тот вызов, который требует срочных совместных усилий", - сказал Легойда. По его словам, "исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки - катастрофа для всего мира".

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет.

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики - это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

"Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном... Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.

Мариологические:

Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

Православие признает Вселенскими семь Соборов , прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера - существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков - до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде - сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества...

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде - Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном - земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь - «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии - не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» - согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями - с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях - «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме - на 3-й, 7-й и 30-й день.

Материалы по этой теме

Наряду с протестантством и православием, католицизм является одним из самых обширных течений христианской церкви.

Появившись в апостольские времена, за тысячи лет он охватил всю планету и получил широкую известность как за счет принципов своего вероучения, так и благодаря всеобъемлющей организационной структуре. Что такое католицизм? Каковы его характерные черты и кого называют католиками?

Что означает слово «католицизм»?

Развитие современной католической церкви началось в I столетии нашей эры, а само слово «католицизм» впервые было использовано в 110 году в послании епископа Игнатия Богоносца к населению города Смирны (ныне – Измир).

Термин происходит от латинского catholicismus , что означает «всеобщий» или «согласно всему» . Со второй половины II столетия понятие использовалось для обозначения ортодоксальной (нееретической) церкви, а в IV веке многие ранние писатели и историки употребляли его по отношению ко всему христианству.

Вплоть до Великого Раскола, произошедшего в 1054 году, католики рассматривали историю христианства как собственную историю. После разделения христианской церкви на католическую и православную приверженцы католицизма поставили цель отвоевать у арабов Святую землю, в результате чего с конца XI столетия в Европе началась эпоха крестовых походов.

В XIII веке в католической церкви появилось множество монашеских орденов (францисканцы, августинцы, доминиканцы), которые играли важную роль в борьбе с еретическими движениями. Многие годы католики насаждали свою религию в европейских странах, подвергая инквизиции всякого, кто не следовал их вероучениям.


Сегодня католицизм отличается либеральными взглядами и поддерживает диалог с другими христианскими течениями.

Что такое католицизм?

Католицизм является крупнейшим по численности направлением христианства и представляет себя как единственную целостную и универсальную церковь, возглавляемую Иисусом Христом. Видимым главой вероучения выступает Папа Римский, правящий Святым Престолом и его суверенной территорией Ватиканом.

В подчинении Папы находятся свыше 3 тысяч юрисдикций по всему миру, разделяемых на архиепархии, епархии, апостольские викариаты и ряд других организаций. Клир католической церкви включает в себя черное духовенство (монахов) и белое духовенство, то есть священников, которые обслуживают храмы.

Все служители в католицизме получают одну из трех священных степеней – епископ, священник или диакон, а прислужники, не посвященные в сан, возводятся в степень чтецов или аколитов.

Кто такие католики?

К католикам относят религиозную группу людей, исповедующих католические учения. Как крупнейшая ветвь христианства, в настоящее время католицизм насчитывает свыше 1,2 миллиарда человек, проживающих преимущественно в Европе.


Католическое вероучение принимают жители большинства европейских стран, в том числе Италии, Германии, Австрии, Венгрии, Франции. Немало католиков сосредоточено в Китае, Австралии, на Филиппинах. В Африке их численность достигает 175 миллионов.

Вероучения в католицизме

Католическая религия основывается на Библии и Священном Предании, сформированном на протяжении веков по результатам вселенских соборов. Как и все христиане, католики верят в единственность Бога и широко почитают не только Иисуса Христа, но и Деву Марию.

Согласно католическому учению, благодать Божья сообщается людям через 7 таинств, к которым относятся крещение, церковный брак, миропомазание, причастие, исповедание, рукоположение и соборование. Кроме того, католики верят в чистилище, где души людей после смерти очищаются от грехов, и признают учение об индульгенции – временном освобождении от наказания за грехи в случае раскаяния.

Чем католицизм отличается от православия?

Несмотря на то что католицизм и православие являются христианскими религиями, между ними существует ряд отличий. В частности, считают, что Христос был зачат в браке Марии и Иосифа, а католики верят в непорочное зачатие Богородицы.


В православии полагают, что Святой Дух исходит только от Бога, тогда как в католицизме его видят исходящим и от Господа, и от его Сына. Представители католической церкви приветствуют догмат о телесном Вознесении Божьей Матери, а в православной среде ни ее Вознесение, ни Успение не признаются догматами.

КАТОЛИЦИЗМ

Католическая церковь, католицизм -одно из христианских вероисповедований, наряду с православием и протестантизмом. Католицизм как христианское вероучение и католическая церковь как организация окончательно определились после разделения общехристианской церкви на восточную и западную (1054). Основные положения, отличающие католицизм от православия и католическую церковь от православной - нашли свое выражение в догматах, обрядах, в организации и дисциплинарных правилах духовенства и в канонах.

КАТОЛИЦИЗМ , еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию.

Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия:

Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (“филиокве”); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною (“дэ иммакулата концепционэ”); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения (“экс катэдра”); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия.

Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа - и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия.

Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян “причащение” одними “освященными облатками”; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое “приседание”; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия.

Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи (“благотворительность”); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает “правоверие” благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет “не победить, а приобрести братьев” по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия.

Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка - были явлениями нездоровыми.

Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной).

Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм - к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о “предписанном”, “запрещенном”, “позволенном”, “простительном” и “непростительном”. Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания.



Рассказать друзьям