Что такое информированное согласие на лечение. С изменениями и дополнениями от

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проявляя заботу о правах граждан и памятуя о том, что в прежние времена многих граждан лечили, не только не испрашивая их согласия, но даже и активно вопреки их воле, российский законодатель ввел в область гражданских отношений такое понятие – добровольное информированное согласие пациента на медицинское вмешательство. При этом, разумеется, законодатель хотел как лучше. Но получилось как всегда.

В результате эта, безусловно, демократичная мера часто стала использоваться весьма недобросовестными гражданами как способ зарабатывания денег на правовой безграмотности медицинских работников. А юридически образованные медицинские работники стали вынуждены изобретать чудовищные по громоздкости и содержанию документы, из которых и так трепещущий в ожидании нелегкого лечения пациент узнавал о всевозможных, еще более неприятных и часто казуистических событиях, которые могли теоретически с ним произойти, и был вынужден давать на это свое добровольное согласие.

В результате у пациента складывалось стойкое убеждение, что в этой клинике против него затевают недоброе, а сами врачи чувствовали себя чуть ли не палачами, обрекающими на погибель очередную жертву. Разумеется, что тонкий душевный контакт между сторонами в такой ситуации устанавливать стало очень сложно. Тем не менее, раз требования закона существуют, их нужно стоматологическим клиникам выполнять.

Откуда взялось добровольное согласие пациента?

Основные права в области охраны жизни и здоровья гражданина гарантирует Конституция России. Статья 20 декларирует право на жизнь, а 22 и 23 статьи подтверждают права граждан на свободу, личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны. Расширяет эти положения статья 21, которая утверждает, в частности, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В развитие права на жизнь, статья 41 Конституции закрепляет за гражданами право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Видимо, в развитие этих положений, законодатель внес в еще один федеральный акт (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан) две отдельные статьи. Статья 32 Основ определяет, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие пациента.

Согласие должно даваться всегда, за исключением лишь тех случаев, когда состояние больного не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно. Тогда вопрос о его проведении в интересах пациента решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебного учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, или граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений о состоянии здоровья таких лиц, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства и их возможных последствиях. При отсутствии законных представителей такое решение также может вынести консилиум, а при невозможности его собрать – лечащий (дежурный) врач.

Статья 33 Основ одновременно предоставляет право пациенту или его законному представителю отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, устанавливал, однако, что пациенту или его законному представителю в доступной для них форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в документации медицинского учреждения и подписывается пациентом либо его законным представителем, а также медицинским работником

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста пятнадцати лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медпомощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, медицинское учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Помимо этого, гражданин, на основании статьи 31 Основ, может как вообще отказаться от получения сведений о состоянии своего здоровья (и в этом случае никто не вправе сообщать ему эти сведения помимо его воли), так и, напротив, в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе, методах лечения, прогнозе, рисках, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения, а также непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других медицинских специалистов.

По требованию пациента ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Сочетание таких противоречивых требований, вносит еще большую путаницу в головы врачей, результатом чего и становятся абсолютно противоположные действия – от составления гигантских разрешительных документов до полного отсутствия оных. Не меньшие затруднения у работников здравоохранения вызывает определение понятия «медицинское вмешательство».

Дело в том, что, используя сам этот термин и устанавливая требования к процессу его реализации (получение добровольного информированного согласия пациента), ни законодатель, ни профильные федеральные ведомства (Минздрав, Минюст) не дали толкования, что «медицинское вмешательство» собой представляет. В результате, как представители и получатели медицинских услуг, так и иные, менее желательные участники их взаимоотношений (например, суды), вынуждены обращаться к международной документации и номенклатуре.

В международной практике используется определение понятия «медицинское вмешательство», приведенное в «Декларации о политике прав обеспечения пациентов в Европе», которое расшифровывается как «любое обследование, лечение или иное действие, преследующее профилактическую, лечебную или реабилитационную цель, выполняемое врачом или иным производителем медицинских услуг». Это определение признано в качестве базового и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ/WH0,1994).

Применение такой трактовки этого понятия (а иные, как мы говорили, в России отсутствуют), приводит к тому, что под медицинским вмешательством подразумевается любое действие, совершаемое врачом или другим медицинским персоналом клиники по отношению к пациенту. Вследствие чего, согласно российскому законодательству, требуется получение согласия пациента на любой вид лечения в любой клинике, в том числе и стоматологической. Что же в этой ситуации остается делать стоматологам?

Остается поступать в соответствии с законом. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента (п.7 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Однако значимость такого согласия для клиники равна нулю. Ведь клиника стремится удовлетворить право пациента на добровольное информированное согласие не столько для того, чтобы подробно информировать пациента, сколько для того, чтобы защитить себя от возможных претензий и их юридических последствий, связанных с нарушением требований законодательства.

В то же время, абсолютное большинство пациентов не нуждается в столь полной и подробной информации. Часть из них считает, что обратившись в клинику за помощью они уже тем самым продемонстрировали необходимый объем доверия к врачу и понимания необходимости проведения того или иного лечения. Другая часть пациентов просто не желает получать дополнительную информацию, которая может быть им неприятна. Хотя, конечно, существует и группа пациентов, которые с удовольствием воспринимают любую дополнительную информацию о своем здоровье и перспективах.

Другое дело, что в последние годы все чаще возникают ситуации, когда неосознанное или сознательное ущемление прав пациента на добровольное информированное согласие становится поводом для предъявления судебного иска к проштрафившейся клинике. И вот в этом случае отсутствие письменного подтверждения того, что пациент получил всю необходимую информацию, делает все последующие попытки клиники доказать свою правоту полностью несостоятельными. На самом деле, все объемные и разрозненные требования законодателя можно свести к краткому тексту, содержащему блок конкретных, лаконично изложенных вопросов, подразумевающих однозначные ответы.

Модель информированного согласия пациента в стоматологии

В ходе беседы, предшествующей началу лечения, врач должен разъяснить пациенту:

  • что у него действительно есть то или иное заболевание;
  • назвать это заболевание, сформулировав диагноз в доступной для пациента форме, и указать, чем могло бы закончиться такое заболевание, если бы пациент не обратился за медицинской помощью или отказался бы от лечения;
  • кратко указать те методы лечения, которые могут быть, и достаточно подробно (и опять-таки доступно!) объяснить, что он собирается предпринять для лечения данного заболевания у данного пациента в условиях конкретной клиники;
  • не вдаваясь в подробности, объяснить, какие возможные осложнения лечения могут быть у данного пациента и почему;
  • указать, какие варианты лечения данного заболевания существуют у данного пациента и почему врач собирается использовать именно выбранный вариант;
  • разъяснить, какими особенностями будет сопровождаться выбранный вариант лечения и какой ожидается результат по завершении всех лечебных мероприятий.

Протокол добровольного информированного согласия

Данные разъяснения в предельно кратком виде вносятся в используемую в данной клинике учетную медицинскую документацию (диагноз в формулировке по МКБ-10, метод лечения, вариант лечения, план лечения). После чего с пациентом составляется и подписывается протокол добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство, предварительно объясняется, что лечение может быть начато только после получения пациентом удовлетворительных ответов на все вопросы.

Для этого предлагается включить в текст протокола пять вопросов в формулировках, используемых основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. И предлагается пациенту ответить на них «Да» или «Нет», собственноручно вписав ответы в бланк протокола, одновременно указав свои идентифицирующие данные – фамилию, инициалы, подпись, место и дату подписания протокола.

При этом протокол избежит включения излишних подробностей и, в то же время, будет полностью отвечать требованиям законодателя – пациент получит ответы именно на те вопросы и в тех формулировках, как это требует законодатель, при этом пациент собственноручно подтверждает получение удовлетворяющих его ответов на эти вопросы. Нужно отметить, что руководитель стоматологической клиники должен предусмотреть две формы протокола – непосредственно для пациента и для законного представителя пациента в том случае, если ему еще не исполнилось 15 лет.

Часто задаваемые вопросы:

  1. Что такое медицинское вмешательство?
    Это любое обследование, течение или иное действие, преследующее профилактическую, лечебную или реабилитационную цель, выполняемое врачом или иным производителем медицинских услуг.
  2. Какое право есть у пациента перед началом медицинского вмешательства?
    Разрешить начать медицинское вмешательство только после получения информации от врача, дав на это добровольное информированное.
  3. Какие законы требуют добровольного информированного согласия?
    Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (статьи 31, 32, 33).
  4. Что включает понятие добровольное информированное согласие?
    Это согласие пациента на начало медицинского вмешательства после получения в доступной для него форме имеющейся информации о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, методах лечения, связанном с ними риске, его диагнозе и прогнозе, возможных вариантах медицинского вмешательства и их последствиях.
  5. В каких случаях пациент дает добровольное информированное согласие?
    Во всех случаях при обращении за медицинской помощью.
  6. В каком виде оформляется добровольное информированное согласие?
    В письменном виде.
  7. Что включает протокол добровольного информированного согласия пациента в стоматологии?
    Собственноручно написанные ответы пациента на вопросы:
    — разъяснил ли Вам врач-стоматолог сведения о наличии заболевания?
    — указал ли он диагноз и прогноз заболевания?
    — разъяснил ли он методы лечения и возможные риски?
    — указал ли он возможные варианты медицинского вмешательства?
    — разъяснил ли он варианты последствий и результатов лечения?
    — фамилию, инициалы и подпись пациента, дату и место подписания протокола.
  8. С кем заключается протокол добровольного информированного согласия?
    С пациентом или с законным представителем пациента.

Разбираемся в юридических моментах оформления добровольного согласия пациента в частной клинике. Также в статье анализируем случаи, когда медицинское вмешательство возможно и без согласия пациента или его представителя.

Добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вместе с подзаконными нормативными актами (например Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства») достаточно подробно регламентирует порядок дачи добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство и отказа от него.

Перед предполагаемым обследованием или манипуляцией пациент должен предоставлять свое добровольное согласие на медицинское вмешательство. Но необходимо сразу учесть несколько значимых моментов.

Момент 1. Форма согласия на медицинское вмешательство является регламентированной, и поэтому необходимо использовать именно ту форму, которая закреплена в приложении № 2 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н. Однако учтите, что использование формы предполагает возможность ее дополнения конкретными разъяснениями по курсу лечения, который предполагается проводить пациенту (то есть описание методов предполагаемого лечения, этапов, вариантов лечения, возможных последствий, результатов). Кроме того, обо всех аспектах предполагаемого лечения необходимо в обязательном порядке объяснять пациенту устно в понятной ему форме. Бланк добровольного согласия на медицинское вмешательство подписывает также и медицинский работник, оказывающий прием пациенту. Согласие может формироваться в форме электронного документа, подписанного самим пациентом или его законным представителем пациента (в медицинской карте должны быть данные о законном представителе) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, медицинский работник в таком документе проставляет усиленную квалифицированную электронную подпись.

Для информированного добровольного согласия пациента на искусственное прерывание беременности, на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации (практического применения разработанных и ранее не применявшихся методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации), при проведении профилактических прививок детям и ряда других процедур существуют отдельные утвержденные формы.

Момент 2. Хотя в указанном приказе зафиксировано, что добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство действительно в течение всего времени оказания медицинской помощи в выбранной клинике (по всей видимости, законодатель ввел этот пункт для удобства государственных медицинских учреждений), в судебной практике косвенно высказано мнение о том, что согласие следует получать при каждом отдельном лечении (не на каждый этап лечения или отдельную процедуру, а именно при каждом новом лечении). Данный вывод сделан из анализа Апелляционного определение Московского городского суда от 24.05.2017 по делу N 33-19298/2017; Апелляционного определения Московского городского суда от 08.12.2016 по делу N 33-49857/2016;

Момент 3. Добровольное согласие пациента должно даваться родителями или законными представителями пациента в специально определенных случаях:

  • если пациентами являются несовершеннолетние лица в возрасте до пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (при трансплантации органов и тканей несовершеннолетнему лицу - если пациентом является лицо до 18 лет);
  • если пациентом является лицом, признанное в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
  • если пациентом является несовершеннолетний больной наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

ВАЖНО!
В ситуации оформления согласия на медицинское вмешательство законным представителем является не всякий родственник пациента, а лишь специально уполномоченный законом на представление интересов попечителя. В частности, это могут быть опекуны, попечители, в некоторых случаях - органы опеки и попечительства. В любом из этих случаев клинике необходимо истребовать соответствующий уполномочивающий документ, проверить его реквизиты и сделать копию документа.

Родители могут быть лишены родительских прав или ограничены в них, поэтому при возникновении сомнений (исходя из поведения пациента и его родителя) стоит удостоверяться, в том числе у самого пациента, имеет ли право родитель представлять его интересы. В практике могут возникнуть ситуации, когда один из родителей дает свое согласие на медицинское вмешательство, а второй возражает против этого. В этом случае, считаю, что согласия одного из родителей для клиники должно быть достаточно, в силу формулировки закона в ч. 2 ст. 20 ФЗ № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - «согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей».

Когда медицинское вмешательство возможно без информированного добровольного согласия пациента

Информированное добровольное согласие пациента согласно Приказу Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н действует в отношении специального Перечня медицинских вмешательств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 года № 390н, однако представляется, что получение согласие необходимо и при проведении процедур, не включенных в данный перечень.

Подписанная форма добровольного согласия на медицинское вмешательство обязательно должна быть подшита к медицинской карте пациента.

Однако существуют случаи, когда медицинское вмешательство возможно и без согласия пациента или его представителя. По моему мнению, удобно разделить такие случаи на две категории, в зависимости от того, кем именно возможно принятие решения о медицинском вмешательстве:

1) решение может приниматься консилиумом врачей, или лечащим (дежурным) врачом (когда консилиум собрать невозможно) в случаях:

  • если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют его родители или законные представители;
  • в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Экстренные показания для устранения угрозы жизни человека определяются медицинским учреждением в каждом конкретном случае индивидуально с учетом поставленного диагноза, скорости протекания болезни и т.д.

Заболевания, представляющие опасность для окружающих, указаны в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, гепатит В, С, дифтерия, инфекции, передающиеся половым путем, лепра, малярия, педикулез, акариаз и другие инфестации, сап и мелиоидоз, сибирская язва, туберкулез, холера, чума).

Такое решение заносится в медицинскую карту пациента и в дальнейшем о нем уведомляются руководитель клиники или руководитель отделения клиники, сам пациент, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, или его представитель. В случае, если установить личность пациента не представляется возможным, либо не представляется возможным уведомить об указанном вмешательстве его представителя, советую медицинской организации уведомить об этом орган полиции субъекта, орган опеки и попечительства субъекта, а также органы прокуратуры.

Обращаю внимания, что уведомлять стоит именно органы субъекта - например, Управление полиции по г.Москве или Московской области, так как территориальные государственные органы обладают заведомо более низкой квалификацией и вряд ли смогут помочь медицинской организации в поиске законных представителей пациента. В этом случае медицинская организация сможет сказать, что предприняла все необходимые меры для исполнения условий законодательства. Также рекомендую сохранить копии обращений со штампами о принятии заявлений, либо документ факса о высылке заявления или иной документ, удостоверяющий отправку сообщения.

2) решение о медицинском вмешательстве принимается судом в случаях (в указанных выше ситуациях суд также может принять решение о медицинском вмешательстве, однако ниже указаны случаи, когда решение принимает только суд:

  • в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
  • в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
  • при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Образец информированного добровольного согласия пациента

Ниже вы можете скачать образец информированного добровольного согласия пациента.

Вложенные файлы

  • Образец информированного добровольного согласия пациента.pdf

Информированное добровольное согласие (далее – ИДС) – это важное и необходимое предварительное условие медицинского вмешательства. Иными словами, по законодательству медицинское вмешательство не может производиться без предварительного получения ИДС. Это требование обязательно для исполнения как государственными, муниципальными, так и частными медицинскими организациями. Между тем, на практике это требование не всегда соблюдается, а если соблюдается, то формально с существенными нарушениями.

Ниже рассмотрим основные особенности оформления ИДС.

Необходимость ИДС продиктована требованиями Конституции РФ и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

ИДС непосредственно связано с конституционным правом каждого (ст. 41 Конституции РФ; ч.2 ст. 18, ч.5 ст. 19, ч.1 ст.22 закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

    на охрану жизни и здоровья;

    на информацию о фактах, создающих угрозу жизни и здоровью;

    на оказание качественной медицинской помощи;

    на информацию о состоянии здоровья, в том числе, о методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи;

    на отказ от медицинского вмешательства.

В ч.ч.9-11 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. перечислены случаи, когда медицинское вмешательство может производиться без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя. Закон также предоставляет право отказа от медицинского вмешательства на любом последующем этапе. Однако, предметом настоящего материала будут являться особенности оформления согласия.

ИДС оформляется работниками медицинской организации письменно в виде отдельного документа. Этот документ подшивается в медицинскую документацию пациента и в ней хранится.

В настоящее время Минздрав РФ разработал формы ИДС для отдельных случаев медицинского вмешательства.

Например

    для случаев профилактических прививок детям (Приложение к Приказу Минздравсоцразвития № 19н от 26.01.2009 г.);

    для случаев обращения за получением первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации (Приложение № 2 к Приказу Минздрава РФ от 20 декабря 2012 г. № 1177н);

    для случаев применение вспомогательных репродуктивных технологий (Приложение к Приказу Минздрава РФ № 107н от 30.08.2012 г.);

    для случаев оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (Приложение № 2 к Приказу Минздрава РФ № 474н от 21.07.2015 г.);

    для случаев искусственного прерывания беременности по желанию женщины (Приложение к Приказу Минздрава России № 216н от 07.04.2016 г.).

Разработанные Минздравом РФ формы обязательны для применения.

Однако, они не универсальны. Законодательство не запрещает использовать формы ИДС, подготовленные медицинской организацией самостоятельно. Этот документ может быть разработан для любых частных случаев медицинского вмешательства с учетом специфики деятельности, документооборота конкретной медицинской организации, а также интересов медицинского работника и пациента. В частности, дополнительно подготовленные формы будут обеспечивать соблюдение права пациента на полную и достоверную информацию о методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, последствиях и результатах оказания медицинской помощи в конкретном случае. Количество ИДС законодательством не ограничено. Разработанные Минздравом РФ формы могут быть взяты за основу.

В п. 6 ст. 20 Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. строго предписывает давать ИДС на виды медицинского вмешательства, включенные в перечень, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ № 390 от 23 апреля 2012 г., при получении первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации. В законе сказано также, что ИДС дается по форме, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20 декабря 2012 г. № 1177н. Однако, указанное требование касается только случаев реализации программы государственных гарантий.

Что касается содержания ИДС, то, как указано выше, оно оформляется в отношении медицинского вмешательства, то есть различных видов медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций по отношению к пациенту, которые:

    выполняются медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности;

    затрагивают физическое или психическое состояние человека;

    имеют профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность;

    направлены на искусственное прерывание беременности (ч.5 ст. 2 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Согласно требованиям законодательства РФ, содержание этого документа всегда должна составлять полная и достоверная информация:

    о целях медицинской помощи;

    о методах оказания медицинской помощи;

    о риске, связанном с методами оказания медицинской помощи;

    о возможных вариантах медицинского вмешательства;

    о возможных последствиях медицинского вмешательства;

    о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

По форме изложения информация в ИДС должна быть простой, доступной и понятной человеку, не обладающему специальными медицинскими познаниями.

Отдельной строкой в ИДС необходимо проинформировать пациента о его праве на отказ от медицинского вмешательства, праве на его прекращение на любом этапе. Документ должен содержать информацию о возможных последствиях таких действий.

Кроме того, в ИДС необходимо прямо указать на то, что согласие дается пациентом добровольно без принуждения, форма изложения информации является доступной, по объему информация является полной и достаточной для принятия положительного решения.

Важным реквизитом этого документа является дата.

В ИДС с учетом специфики медицинского вмешательства могут быть включены и другие важные положения в интересах пациента, медицинского работника и медицинской организации.

Подписание ИДС.

Законодательство устанавливает возможность подписания ИДС:

    самим гражданином, в отношении которого производится медицинское вмешательство;

    одним из родителей или иным законным представителем гражданина, в отношении которого производится медицинское вмешательство.

В большинстве случаев подпись на ИДС проставляет сам гражданин, в отношении которого производится медицинское вмешательство.

Один из родителей или иной законный представитель ставит подпись на документе в исключительных случаях, установленных законодательством (ч.2 ст.20, ст. 47 ЗАКОНА № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

    в отношении лица, не достигшего возраста 15 лет или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

    в отношении лица, не достигшего возраста 18 лет, при трансплантации (пересадке) органов и тканей;

    в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законом случаев).

Рядом с подписью пациента или его родителя/законного представителя всегда проставляется подпись медицинского работника.

Ответственность за отсутствие ИДС.

Наличие ИДС в медицинской организации – это лицензионное требование, обязательное для соблюдения.

Отсутствие данного документа, а также недостатки в его оформлении правоприменительные органы оценивают в качестве административного правонарушения и применяют ответственность по ч.3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ниже приведем примеры правоприменительной практики арбитражных судов.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 г. по делу N А58-2579/2012.

«Из выписки следует, что 22.02.2012 - 23.02.2012 гр. Космач В.Д. была оказана медицинская (стоматологическая) помощь. Доказательство получения информированного добровольного согласия указанного пациента в материалы дела не представлено.

Представленная выписка, амбулаторная карта не содержат указания о том, что Космач В.Д. дала информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

В силу указанного суд первой инстанции пришел к выводу, что данные действия обоснованно квалифицированы административным органом в качестве нарушения правил предоставления платных медицинских услуг, которые образуют объективную сторону административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ».

Постановление ФАС Поволжского округа от 3 марта 2016 г. № Ф06-6352/2016:

«В ходе проверки установлены факты нарушения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности:

…в нарушение статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - в медицинской карте амбулаторного больного N 587, индивидуальных картах беременных № № 24, 26, 2, 21, 20 - отсутствует информированное добровольное согласие гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство…

Арбитражный суд Астраханской области, исследовав представленные административным органом доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, привлек общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ».

Постановление ФАС Уральского округа от 29 октября 2015 г. № Ф09-7712/15:

«…в медицинских картах стоматологического больного отсутствуют информированные добровольные согласия на стоматологическое лечение … (Шевкопляс Т.В., Ермалова А.А.)…

Перечисленные выше нарушения относятся к числу грубых нарушений лицензионных требований, факт их совершения документально подтвержден и не оспаривается обществом.В связи с этим судами верно установлено наличие в действиях общества события административных правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1 Кодекса».

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2015 г. по делу № А56-31485/2015:

«По результатам выявленных нарушений… составлен протокол об административном правонарушении… по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.Протоколом об административном правонарушении… при осуществлении медицинской деятельности Обществу вменены грубые нарушения лицензионных требований, предусмотренных лицензией, Положений о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение), а именно:

в представленном информированном добровольном согласии от 23.08.2012 не содержатся данные: от какого гражданина оно получено (отсутствуют фамилия, имя, отчество гражданина), что является нарушением пункта 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006».

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 января 2016 г. № Ф03-6005/2015:

«Административным органом в ходе проведенной проверки установлено выполнение врачом-гематологом по отношению к пациенту медицинских манипуляций без его согласия, что послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по признакам части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.Судом при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности установлено, что медицинское вмешательство по отношению к пациенту выполнено по экстренным показаниям по решению консилиума врачей, то есть является случаем допустимого медицинского вмешательства без согласия пациента в соответствии с частями 9 и 10 статьи 20 Закона об основах охраны здоровья. Доказательств обратного, административным органом не представлено».

Аналогичные выводы сделал Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 15 января 2015 г. по делу № А55-20037/2014.


В современных условиях человек сталкивается с большим количеством опасностей, поэтому сохранить здоровье довольно сложно. Необходимо следить за питанием, вести активный здоровый образ жизни и обязательно употреблять витаминные комплексы. Однако, не смотря на все меры предосторожности, возникают ситуации, когда без врачебной помощи не обойтись. Посещая медицинские учреждения, каждый пациент должен помнить о своих правах и обязанностях врачей, именно поэтому подробно рассмотрим главное право человека нуждающегося в медицинском участии - добровольно согласие на медицинское вмешательство.

В российском законодательстве правам пациентов посвящено большое количество законов, однако основные положения указаны в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Внимательно изучим право пациента на дачу информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, которое подробно изложено в статье 20 Федерального Закона № 323-ФЗ.

Что такое информированное добровольное согласие пациента - понятие

Информационное добровольное согласие пациента - это предоставление сотрудником медицинского учреждения информации пациенту о целях медицинского вмешательства, методах лечения, возможных последствиях и предполагаемом результате.

Полный перечень информации, с которой врач обязан ознакомить пациента следующий:

  • о целях медицинского вмешательства,
  • возможных методах оказания медицинской помощи,
  • о рисках при медицинском вмешательстве,
  • вариантах и последствиях медицинского вмешательства,
  • о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Обратим внимание, что в законодательстве нет указаний по объемам представляемой информации, поэтому доктор на своё усмотрение должен ознакомить пациента со всеми возможными методами и способами лечения в понятной для него форме. При этом информация должна доноситься в корректной форме, дабы не нанести вреда психологическому здоровью пациента. После ознакомления пациента с необходимой информацией можно считать, что добровольное информированное решение получено. Нужно запомнить, что получение информации должно быть первоочередным, после чего медицинские услуги оказываются в полной мере.

Важно! В соответствии с действующим законодательством информированное добровольное согласие на получение медицинской помощи является обязательным и без него не может быть осуществлена любая медицинская помощь (за исключением ).

Согласие на проведение мед. помощи оформляется письменно. Для вступления в юридическую силу согласие на получение медицинской помощи должно быть подписано медицинским сотрудником и пациентом, либо его законным представителем. Добровольное согласие подшивается в карточку пациента и хранится в архиве.

На сегодняшний день приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н (Зарегистрирован в Минюсте РФ за номером 28924) разработаны порядок и требования дачиинформированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства. Медицинские учреждения обязаны, действовать с учётом норм и требований, а также использовать разработанные бланки для составления добровольного согласия. Однако данные требования и порядок распространяются только на медицинские учреждения, оказывающие бесплатную медицинскую помощь в рамках программы государственной гарантии. Другие медицинские учреждения могут не использовать предложенные Минздравом бланки и требования, установленные приказом № 1177н, но обязаны в полном объёме информировать человека о методах и последствиях медицинского вмешательства. Все медицинские сотрудники без исключения, вне зависимо от учреждения, перед проведением процедур любого характера должны получить согласие или отказ от медицинского вмешательства.

Форма согласия

На фото ниже - утвержденная Министреством здравоохранения РФ форма согласия на медицинское вмешательство.

Согласие дается пациентом в момент первого обращения в медицинское учреждение. Данный документ вступает в законную силу после подписания сторонами и действует на протяжении всего срока оказания первичной медико-санитарной помощи. Увы, многие сотрудники медицинских учреждений не соблюдают права пациентов, и зачастую информация о методах и последствиях медицинского вмешательства не предоставляется в полном объёме. Многие пациенты подписывают добровольное информированное согласие, даже не изучив документа и не побеседовав с лечащим врачом. Исходя из этого, возникают прения между сторонами, что в последствии ведёт к различным судебным искам.

В каких случаях согласие дается не пациентом, а законным представителем

В силу различных обстоятельств (дееспособность или ее отсутствие, а также возраст пациента) возникают ситуации, когда пациент не может самостоятельно подписать добровольное согласие, законом предусмотрено подписание данного документа законными представителями. К законным представителям относят родителей, усыновителей, попечителей или опекунов, которые дают согласие на медицинское вмешательство по отношению к лицу:

  • подросткам в возрасте до 15 лет.
  • наркозависимым до 16 лет.
  • несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, нуждающимся в пересадке человеческих органов и тканей.
  • признанному недееспособным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • несовершеннолетним больным наркоманией при оказании им наркологической помощи, а также во время проведения освидетельствования с целью установления наркотического либо иного опьянения.

С учетом требований статьи 26 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, достигшее четырнадцати летнего возраста, может самостоятельно вступать в сделки (заключать договора на оказание медицинских услуг) с письменного согласия законных представителей. Однако только по достижении 15-летнего возраста пациент приобретает право распоряжаться своим здоровьем, то есть давать добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство.

Согласие при проведении первичной медико-санитарная помощи

В момент обращения за медицинской помощью пациент подписывает добровольное информированное согласие на проведение определённых медицинских действий. После подписания согласия пациенту оказывается первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя несколько вариантов медицинских услуг. Существует несколько групп медицинских вмешательств, которые могут оказываться в момент первого обращения в медицинское учреждение:

  1. Проведение опроса, выявление жалоб, сбор анамнеза.
  2. Проведение первичного осмотра. Пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование.
  3. Проведение антропометрических исследований.
  4. Проведение термометрии.
  5. Проведение тонометрии.
  6. Неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций.
  7. Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций.
  8. Исследование функций нервной системы.
  9. Клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические методы исследований.
  10. Электрокардиография, суточное мониторирование артериального давления и электрокардиограммы, спирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия, рэоэнцефалография, электроэнцефалография, кардиотокография (для беременных).
  11. Рентгенологические методы обследования, флюорография и рентгенография, ультразвуковые исследования, допплерографические исследования.
  12. Введение лекарственных препаратов по назначению врача, в том числе внутримышечно, внутривенно, подкожно, внутрикожно.
  13. Медицинский массаж.
  14. Лечебная физкультура.

В сентябре 1992 года 44-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, проходившей в городе Марбэлла (Испания) было принято специальное обращение к Национальным медицинским ассоциациям стран членов Всемирной Организации Здравоохранения, посвященное вопросам просветительской работы врачей с пациентами. В нем было указано на целесообразность развития различных форм деятельности, направленных на обеспечение паритетных отношений между врачом и пациентом. Была отмечена настоятельная необходимость создания просветительских программ, информирующих широкие слои населения о риске, связанном с современными методами лечения. Было обращено внимание на необходимость развития медицинских образовательных программ, раскрывающих суть осознанного добровольного информированного согласия (ИДС) и обучающих методикам его получения.

В «Основах законодательства СССР об охране здоровья» существовала норма, обязывающая врача получать письменное согласие пациента на хирургическую операцию и сложные диагностическое процедуры. Начиная с первой половины 90-х годов происходит гармонизация российского законодательства с международным, в частности, в вопросах реализации на практике ключевого права пациента – права на информированное добровольное согласие. Правовая норма, устанавливающая требование получения у пациента информированного добровольного согласия на каждое медицинское вмешательство, появилась в законодательстве о здравоохранении России в 1993 году (п.7 ст.30 и ст.32 Основ). До настоящего времени отечественная нормативная база не дает разъяснений по поводу того, что же такоемедицинское вмешательство , а также не формулирует конкретных представлений о том, как должен оформляться факт получения ИДС пациента . Ответы на эти два вопроса приходится получать в международном законодательстве. Дефинициямедицинское вмешательство дана в 1994 году в документе ВОЗ «Основы концепции прав пациента в Европе: общие положения (Principles of the Rights of Patients in Europe: A Common Framework )»:м едицинское вмешательство – это любое обследование, лечение или иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность, выполняемое врачом или иным медицинским работником по отношению к конкретному пациенту. Ответ на вопрос о том, как ИДС пациента должно оформляться проистекает из того, что же в своей юридической сути данное согласие представляет. А представляет оно собой двухстороннюю сделку, в процессе которой одна сторона (медицинский работник) в силу требований ст. 30 и 32 Основ дает пациенту необходимую информацию о медицинском вмешательстве, а вторая сторона (пациент) дает свое согласие (или несогласие) на его проведение. С момента положительного решения пациента у второй стороны появляется юридическое право осуществить медицинское вмешательство. Что представляет собой медицинской вмешательство с правовых позиций? Получение ответа на этот вопрос необходимо в связи с тем, что данная выше дефиниция вмешательства имеет описательный и медицинский (технологический) характер. С правовых позициймедицинские вмешательство представляет собой нарушение физической и (или) психической целостности человека, которое происходит в результате вмешательства в строение и (или) функционирование организма (психики), осуществляемого специальным субъектом права (медицинским работником) с помощью медицинских средств. Осуществление медицинского вмешательства без согласия человека, даже если таковое производится медицинским работником, имеет правовые признаки нарушения неприкосновенности личности в форме насилия и, соответственно, подпадает под все охранительные правовые нормы, в том числе установленные Уголовным кодексом. В связи с тем, что все сделки физических лиц с юридическими лицами должны осуществляться в письменном виде (требование ст. 161 ГК), факт получения у пациента информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство также должен фиксироваться в письменном виде.

Законодательство установило следующие требования к процедуре получения ИДС:

    Это обязательное условие любого медицинского вмешательства;

    Согласие пациента должно быть зафиксировано в письменном виде;

    Получено оно должно быть до наступления медицинского вмешательства;

    Получено оно должно быть после предоставления пациенту всей информации, которая необходима ему для принятия осознанного решения;

    Волеизъявление (согласие) должно быть добровольным (то есть таковое не может быть получено в результате заблуждения, обмана, насилия, либо как результат стечения тяжелых жизненных обстоятельств);

    Субъектом, дающим информированное добровольное согласие может быть дееспособный человек в возрасте старше 15 лет. Случаи, касающиеся получения ИДС лиц в возрасте менее 15 лет, лиц, состояние которых не позволяет им дать ИДС, в то время как ситуация требует проведения медицинского вмешательства, а также случаи недееспособности пациента специально оговариваются в законе (ст. 34 Основ);

    Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Требует уточнения объем информации, предоставление которого пациенту обеспечивает условия для осознанности его решения. В соответствии со статьей 31 Основ пациенту должны быть предоставлены сведения:

    О результатах обследования;

    О наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе;

    О методах лечения;

    О риске различных методов лечения;

    О возможных вариантах медицинского вмешательства;

    Об их возможных положительных и отрицательных последствиях.

Дефекты получения информированного добровольного согласия, встречающиеся в практике в целом соответствуют классическим порокам сделок, то есть представляют собой следующие варианты :

    ИДС с пороком формы (факт получения врачом ИДС пациента не зафиксирован письменно);

    ИДС с пороком содержания (предоставленные пациенту сведения о предстоящем медицинском вмешательстве не соответствуют требованиям к информированию пациента, установленным действующим законодательством);

    ИДС с пороком воли пациента (согласие получено в результате неправильного информирования, либо неправильного восприятия информации, либо заблуждения, насилия, обмана, угрозы или вынужденно, вследствие тяжелого стечения жизненных обстоятельств);

    ИДС с пороком субъекта (недееспособный пациент, либо ИДС получено не лицом, которое будет осуществлять медицинское вмешательство, либо получено не у пациента, а иного лица не уполномоченного давать такое согласие).

Возможные ситуации, где имеется специфика субъекта дающего ИДС законодатель в статье 32 Основ уточняет следующим образом:

«В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 настоящих Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей»

Наиболее часто предметом дискуссии при обсуждении проблем получения у пациентов ИДС становится вопрос о том, в каком объеме пациенту (не специалисту) необходимо давать медицинскую информацию для получения у него полноценного ИДС.

Сегодня в мире известно три модели информирования пациента, причем в последнее десятилетие происходит отчетливое движение от первого варианта к третьему:

    «Профессиональная» модель информирования – объем предоставляемой пациенту информации врач определяет, ориентируясь на то, как обычно это делают его коллеги. Действует такой подход максимально широко в России, приводя к тому, что при одних и тех же медицинских вмешательствах, даваемый пациентам объем информации существенно отличается, варьируя от игнорирования этой процедуры, до подробных и грамотно оформленных протоколов получения ИДС.

    Модель «разумного субъекта». Информация дается в объеме, который представляется достаточным для разумной личности, нуждающейся в информации для принятия правильного решения. Такой подход позволяет создавать достаточно универсальные протоколы ИДС, особенно в условиях специализированных медицинских вмешательств. В России эта модель реализуется, преимущественно, в специализированных клиниках.

    «Субъективная» модель. Означает, что информация дается пациенту в виде, понятном конкретному человеку с учетом его возраста, интеллектуального уровня, желания иметь информацию. Именно этот подход в получении ИДС предполагает законодатель, формулируя в ст. 31 Основ требование о доступной форме предоставлении информации . Однако этот вариант затрудняет письменную фиксацию реального объема информации, предоставленной пациенту в процессе получения его ИДС. В России встречается редко. Верифицировать этот вариант трудно, ибо подробная письменная фиксация полученного ИДС не осуществляется, а обычно врач ограничивается несколькими типовыми фразами в медицинской карте. Тем не менее, эта модель получения ИДС в мире считается наиболее цивилизованной.

Современные представления об объеме информации, которая должна быть предоставлена пациенту при получении у него ИДС отражены в документах системы стандартизации (Приказ Минздрава РФ от 3 августа 1999 г. N 303 «О введении в действие Отраслевого стандарта "Протоколы ведения больных. Общие требования»). В соответствии с данным отраслевым стандартом (раздел 03.02.10 «Форма информированного согласия пациента при выполнении протокола и дополнительная информация для пациента и членов его семьи») форма ИДС на медицинское вмешательство должна включать в себя сведения о:

    этиологии и патогенезе,

    методах диагностики,

    методах лечения,

    методах реабилитации,

    методах первичной и вторичной профилактики,

    перспективах и результатах медицинского вмешательства,

    возможных осложнениях, методах и результатах их коррекции,

    влиянии медицинского вмешательства на качество жизни.

Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство представляет собой достаточно сложный медико-правовой феномен, отражающий общие процессы перехода к договорному регулированию наиболее сложных видов отношений в сфере медицинской помощи. Особую актуальность получение и фиксация ИДС приобретают в связи со стремительным развитием технологий медицинских вмешательств, имеющих как высокий лечебно-диагностический потенциал, так и потенциал ятрогений. В связи с этим возрастает объем обязательств услугодателя перед пациентом в сфере информационного обеспечения возможности принятия потребителем обоснованного и осознанного решения. Следует отметить, что полноценное осуществление врачом процедуры получения ИДС пациента способно дать ряд благоприятных эффектов, поскольку таковое положительно для пациента и для врача влияет на:

    формирование терапевтического сотрудничества врача и пациента;

    частоту тревожно-депрессивных расстройств;

    частоту необоснованных претензий пациентов к качеству медицинских услуг;

    рост медицинской грамотности пациентов;

    оценку качества работы врача работодателем и внешними экспертными службами;

    развитие потребительской и правовой культуры пациентов и врачей в целом.

В завершение данного раздела стоит привести ответы на 5 часто задаваемых вопросов по проблеме «врач и права пациента».



Рассказать друзьям