Что происходит пищей во рту. В желудке осуществляется

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для поддержания своей жизнедеятельности человек должен употреблять пищу. Пищевые продукты содержат все необходимые для жизни вещества: воду, минеральные соли и органические соединения. Белки, жиры и углеводы синтезируются растениями из неорганических веществ с помощью солнечной энергии. Животные строят своё тело из питательных веществ растительного или животного происхождения.

Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, - это строительный материал и одновременно источник энергии. При распаде и окислении белков, жиров и углеводов выделяется разное, но постоянное для каждого вещества количество энергии, характеризующее их энергетическую ценность.

Пищеварение

Попав в организм, пищевые продукты подвергаются механическим изменениям - измельчаются, смачиваются, расщепляются на более простые соединения, растворяются в воде и всасываются. Совокупность процессов, в результате которых питательные вещества из окружающей среды переходят в кровь, называется пищеварением .

Огромное значение в процессе пищеварения играют ферменты - биологически активные белковые вещества, которые катализируют (ускоряют) химические реакции. В процессах пищеварения они катализируют реакции гидролитического расщепления питательных веществ, но сами при этом не изменяются.

Основные свойства ферментов:

  • специфичность действия - каждый фермент расщепляет питательные вещества только определённой группы (белки, жиры или углеводы) и не расщепляет другие;
  • действуют только в определённой химической среде - одни в щелочной, другие в кислой;
  • наиболее активно ферменты действуют при температуре тела, а при температуре 70–100ºС они разрушаются;
  • небольшое количество фермента может расщепить большую массу органического вещества.

Органы пищеварения

Пищеварительный канал представляет собой трубку, проходящую через всё тело. Стенка канала состоит из трёх слоёв: наружного, среднего и внутреннего.

Наружный слой (серозная оболочка) образован соединительной тканью, отделяющей пищеварительную трубку от окружающих тканей и органов.

Средний слой (мышечная оболочка) в верхних отделах пищеварительной трубки (полость рта, глотка, верхняя часть пищевода) представлен поперечнополосатой, а в нижних - гладкой мышечной тканью. Чаще всего мышцы располагаются в два слоя - круговой и продольный. Благодаря сокращению мышечной оболочки пища продвигается по пищеварительному каналу.

Внутренний слой (слизистая оболочка) выстлана эпителием. В нём содержатся многочисленные железы, выделяющие слизь и пищеварительные соки. Помимо мелких желёз имеются крупные железы (слюнные, печень, поджелудочная) лежащие вне пищеварительного канала и сообщающиеся с ними своими протоками. В пищеварительном канале различают следующие отделы: полость рта, глотку, пищевод, желудок, кишечник тонкий и толстый.

Пищеварение в ротовой полости

Ротовая полость - начальный отдел пищеварительного тракта. Сверху она ограничена твёрдым и мягким нёбом, снизу диафрагмой рта, а спереди и с боков - зубами и дёснами.

В полость рта открываются протоки трёх пар слюнных желёз: околоушных, подъязычных и подчелюстных. Кроме этих имеется масса мелких слизистых слюнных желёз, разбросанных по всей ротовой полости. Секрет слюнных желёз - слюна - смачивает пищу и участвует в её химическом изменении. В слюне содержатся только два фермента - амилаза (птиалин) и мальтаза, которые переваривают углеводы. Но так как в ротовой полости пища находится недолго, расщепление углеводов не успевает закончиться. В слюне содержатся также муцин (слизистое вещество) и лизоцим, обладающий бактерицидными свойствами. Состав и количество слюны может изменяться в зависимости от физических свойств пищи. В течение суток у человека выделяется от 600 до 150 мл слюны.

В полости рта у взрослого человека имеется 32 зуба по 16 в каждой челюсти. Ими пища захватывается, откусывается и пережёвывается.

Зубы состоят из особого вещества дентина являющегося видоизменением костной ткани и обладающей большей прочностью. Снаружи зубы покрыты эмалью. Внутри зуба имеется полость, заполненная рыхлой соединительной тканью, в которой находятся нервы и кровеносные сосуды.

Большая часть ротовой полости занята языком , который представляет собой мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой. В нём различают верхушку, корень, тело и спинку, на которой находятся вкусовые рецепторы. Язык - орган вкуса и речи. С его помощью пища перемешивается во время пережёвывания и проталкивается при глотании.

Подготовленная в ротовой полости пища проглатывается. Глотание - сложное движение, в котором участвуют мышцы языка и глотки. Во время глотания мягкое нёбо приподнимается и преграждает пище путь в носовую полость. Надгортанник в это время закрывает вход в гортань. Пищевой комок попадает в глотку - верхнюю часть пищеварительного канала. Она представляет собой трубку, внутренняя поверхность которой выстлана слизистой оболочкой. Через глотку пища поступает в пищевод.

Пищевод - трубка длиной около 25 см, являющаяся прямым продолжением глотки. В пищеводе никаких изменений пищи не происходит, так как в нём не секретируются пищеварительные соки. Он служит для проведения пищи в желудок. Продвижение пищевого комка по глотке и пищеводу происходит в результате сокращения мускулатуры этих отделов.

Пищеварение в желудке

Желудок - самый расширенный отдел пищеварительной трубки ёмкостью до трёх литров. Размеры и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения его стенок. В местах впадения пищевода в желудок и перехода желудка в тонкий кишечник имеются сфинктеры (сжиматели), регулирующие движение пищи.

Слизистая оболочка желудка образует продольные складки и содержит большое количество желёз (до 30 млн). Железы состоят из трёх типов клеток: главных (вырабатывающих ферменты желудочного сока), обкладочных (выделяющих соляную кислоту) и добавочных (выделяющих слизь).

Сокращениями стенок желудка пища перемешивается с соком, что способствует её лучшему перевариванию. В процессе переваривания пищи в желудке участвует несколько ферментов. Главный из них пепсин. Он расщепляет сложные белки на более простые, которые подвергаются дальнейшей переработке в кишечнике. Пепсин действует только в кислой среде, которая создаётся соляной кислотой желудочного сока. Большая роль отводится соляной кислоте в обеззараживании содержимого желудка. Другие ферменты желудочного сока (химозин и липаза) способны переваривать белок и жиры молока. Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию. Липаза, имеющаяся в незначительном количестве в желудке, расщепляет только эмульгированный жир молока. Действие этого фермента в желудке взрослого человека выражено слабо. Ферментов, действующих на углеводы, в составе желудочного сока нет. однако значительная часть крахмала пищи продолжает перевариваться в желудке амилазой слюны. Слизь, выделяемая железами желудка, играет важную роль в защите слизистой оболочки от механических и химических повреждений, от переваривающего действия пепсина. Железы желудка выделяют сок только во время пищеварения. При этом характер сокоотделения зависит от химического состава употребляемой пищи. После 3–4 часовой обработки в желудке пищевая кашица маленькими порциями поступает в тонкий кишечник.

Тонкий кишечник

Тонкий кишечник представляет собой самую длинную часть пищеварительной трубки, достигающую у взрослого человека 6–7 метров. Он состоит из двенадцатипёрстной, тощей и подвздошной кишок.

В начальный отдел тонкого кишечника - двенадцатипёрстную кишку - открываются выводные протоки двух крупных пищеварительных желёз - поджелудочной железы и печени. Здесь происходит наиболее интенсивное переваривание пищевой кашицы, которая подвергается действию трёх пищеварительных соков: поджелудочного, желчи и кишечного.

Поджелудочная железа расположена позади желудка. В ней различают верхушку, тело и хвост. Верхушка железы окружена подковообразно двенадцатипёрстной кишкой, а хвост прилегает к селезёнке.

Клетки железы вырабатывают поджелудочный сок (панкреатический). Он содержит ферменты, действующие на белки, жиры и углеводы. Фермент трипсин расщепляет белки до аминокислот, но оказывается активным только в присутствии кишечного фермента - энтерокиназы. Липаза расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты. Активность её резко усиливается под влиянием желчи, вырабатываемой в печени и поступающей в двенадцатипёрстную кишку. Под влиянием амилазы и мальтозы поджелудочного сока происходит расщепление большинства углеводов пищи до глюкозы. Все ферменты поджелудочного сока активны только в щелочной среде.

В тонком кишечнике пищевая кашица подвергается не только химической, но и механической обработке. Благодаря маятникообразным движениям кишки (попеременное удлинение и укорочение) она перемешивается с пищеварительными соками и разжижается. Перистальтические движения кишечника вызывают перемещения содержимого в направлении толстого кишечника.

Печень - самая крупная пищеварительная железа нашего тела (до 1,5 кг). Она лежит под диафрагмой, занимая правое подреберье. На нижней поверхности печени расположен желчный пузырь. Печень состоит из железистых клеток, образующих дольки. Между дольками находятся прослойки соединительной ткани, в которой проходят нервы, лимфатические и кровеносные сосуды и мелкие желчные протоки.

Желчь, вырабатываемая печенью, играет большую роль в процессе пищеварения. Она не расщепляет пищевых веществ, но подготавливает жиры к перевариванию и всасыванию. Под её действием жиры распадаются на мелкие капли, взвешенные в жидкости, т.е. превращаются в эмульсию. В таком виде они легче перевариваются. Кроме того, желчь активно влияет на процессы всасывания в тонком кишечнике, усиливает перистальтику кишечника и отделение поджелудочного сока. Несмотря на то, что желчь образуется в печени непрерывно, в кишечник она поступает только при приёме пищи. Между периодами пищеварения желчь собирается в желчном пузыре. По воротной вене в печень притекает венозная кровь из всего пищеварительного канала, поджелудочной железы и селезёнки. Ядовитые вещества, попадающие в кровь из желудочно-кишечного тракта, здесь обезвреживаются и затем выводятся с мочой. Таким образом печень осуществляет свою защитную (барьерную) функцию. Печень участвует в синтезе целого ряда важных для организма веществ, таких, как гликоген, витамин А, оказывает влияние на процесс кроветворения, обмена белков, жиров, углеводов.

Всасывание питательных веществ

Чтобы образовавшиеся в результате расщепления аминокислоты, простые сахара, жирные кислоты и глицерин были использованы организмом, они должны всосаться. В ротовой полости и пищеводе эти вещества практически не всасываются. В желудке всасываются в незначительном количестве вода, глюкоза и соли; в толстых кишках - вода и некоторые соли. Основные процессы всасывания питательных веществ происходят в тонком кишечнике, достаточно хорошо приспособленном для осуществления этой функции. В процессе всасывания активную роль играет слизистая оболочка тонкой кишки. Она имеет большое количество ворсинок и микроворсинок, которые увеличивают всасывающую поверхность кишечника. В стенках ворсинок имеются гладкие мышечные волокна, а внутри их находятся кровеносные и лимфатические сосуды.

Ворсинки принимают участие в процессах всасывания питательных веществ. Сокращаясь, они способствуют оттоку крови и лимфы, насыщенных питательными веществами. При расслаблении ворсинок в их сосуды вновь поступает жидкость из полости кишечника. Продукты расщепления белков и углеводов всасываются непосредственно в кровь, а основная масса переваренных жиров - в лимфу.

Толстый кишечник

Толстый кишечник имеет длину до 1,5 метров. Диаметр его в 2–3 раза больше тонкого. В него попадают непереваренные остатки пищи, главным образом растительной, клетчатка которой не разрушается ферментами пищеварительного тракта. В толстом кишечнике очень много различных бактерий, часть которых играет важную роль в организме. Целлюлозобактерии расщепляют клетчатку и тем самым улучшают усвоение растительной пищи. Есть бактерии которые синтезируют витамин К, необходимый для нормального функционирования системы свёртывания крови. Благодаря этому человек, не нуждается в приёме витамина К из внешней среды. Кроме бактериального расщепления клетчатки в толстом кишечнике происходит всасывание большого количества воды, поступившей туда вместе с жидкой пищей и пищеварительными соками, завершается всасыванием питательных веществ и происходит образование каловых масс. Последние переходят в прямую кишку, а оттуда выводятся наружу через анальное отверстие. Открытие и закрытие заднепроходного сфинктера происходит рефлекторно. Этот рефлекс находится под контролем коры головного мозга и на некоторое время может быть произвольно задержан.

Весь процесс пищеварения при животной и смешанной пище у человека длится около 1–2 суток, из которых более половины времени приходится на передвижение пищи по толстым кишкам. Каловые массы накапливаются в прямой кишке, в результате раздражения чувствительных нервов её слизистой оболочки наступает дефекация (опорожнение толстых кишок).

Процесс пищеварения представляет собой ряд этапов, каждый из которых проходит в определённом отделе пищеварительного тракта под действием определённых пищеварительных соков, выделяемых пищеварительными железами и действующих на определённые питательные вещества.

Ротовая полость - начало расщепления углеводов под действием ферментов слюны, вырабатываемой слюнными железами.

Желудок - расщепление белков и жиров под действием желудочного сока, продолжение расщепления углеводов внутри пищевого комка под действием слюны.

Тонкая кишка - завершение расщепления белков, полипептидов, жиров и углеводов под действием ферментов поджелудочного и кишечного соков и желчи. Сложные органические вещества в результате биохимических процессов превращаются в низкомолекулярные, которые, всасываясь в кровь и лимфу, становятся для организма источником энергии и пластических материалов.

Пищеварение
Для существования живого организма необходимо поступление из внешней среды пищевых веществ. Пища, поступающая в организм, подвергается физической и химической обработке, т. е. происходит процесс пищеварения, в результате чего сложные химические вещества расщепляются на более простые, всасываются в кровь или лимфу и используются организмом для построения тканей и как источник энергии. Процесс пищеварения происходит в полости рта, в желудке, двенадцатиперстной кишке, тонком и толстом кишечнике.

Строение пищеварительного тракта однотипно на всем протяжении; стенка пищеварительного тракта состоит из трех слоев: внутреннего — слизистая; среднего — мышечный слой и наружного — соединительная ткань. Слизистая оболочка состоит из эпителиальных клеток, выделяющих слизь. В толще оболочки расположены железы, выделяющие пищеварительные соки.

Пищеварение в ротовой полости
В ротовой полости пища пережевывается и смачивается слюной. Пережевывание пищи осуществляется зубами, язык ее перемешивает. Слюна выделяется слюнными железами. Основное значение имеют большие слюнные железы, которые находятся вне ротовой полости и связаны с ней выводными протоками. Самой крупной слюнной железой является околоушная, далее подчелюстная, затем подъязычная.

Слюна представляет собой вязкую, бесцветную жидкость слабощелочной реакции. В слюне имеется белковое вещество — муцин. Пищевой комок, увлажненный слюной, благодаря муцину становится скользким и легко проходит по пищеводу.

Слюна выполняет ряд функций: пищеварительную за счет ферментов амилазы и мальтазы; стимулирует секрецию желудочного сока; необходима для акта глотания; защитная функция слюны состоит в отмывании раздражающих веществ, попавших в ротовую полость; обладает бактерицидным действием благодаря присутствию лизоцима. У взрослого человека за сутки образуется от 0,5 до 2 л слюны.

Выделение слюны происходит условно- и безусловно-рефлекторным путем. Безусловно-рефлекторное слюноотделение происходит при попадании пищи в ротовую полость. Условно-рефлекторное отделение слюны осуществляется на вид и запах пищи, звуковое раздражение, связанные с приготовлением пищи и т. д. У человека слюна может выделяться при разговоре и при воспоминании о пище. Условно-рефлекторное слюноотделение возможно только при наличии аппетита. В ротовой полости происходит начальное пищеварение, когда пища в течение 15—20 с тщательно пережевывается. Слабощелочная реакция слюны, температура 36—37°С в полости рта способствуют активизации ферментов амилазы (птиалина) и мальтазы, которые при

TBegin-->TEnd-->

Рис. 1. Схема пищеварительного аппарата:
1 — пищевод; 2 — желудок; 3 — печень; 4 — желчный пузырь; 5 — двенадцатиперстная кишка; 6 — проток желчного пузыря; 7 — поджелудочная железа; 8—проток поджелудочной железы; 9 — тонкие кишки; 10 — слепая кишка; 11 — чревообразный отросток; 12—14 — толстые кишки; 15—прямая кишка
правильном разжевывании и перемешивании пищи расщепляют крахмал до мальтозы, а в некоторых случаях и до глюкозы.

Органы системы пищеварения

Всостав органов пищеварения входят пищеварительный канал и пищеварительные железы. Пищеварительный канал человека имеет длину 8-10 метров и состоит из следующих отделов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник. Стенка пищеварительного канала состоит из трех слоев: наружного (соединительнотканного), среднего (мышечного), внутреннего (эпителиального). Мышечный слой полости рта, глотки и верхней трети пищевода состоит из поперечно-полосатых мышц, а мышечный слой нижележащих отделов представлен гладкими мышцами. Благодаря нервным и гуморальным механизмам регуляции функций органы пищеварения объединены в единую систему .

1. Механическая и химическая переработка пищи;

2. Всасывание питательных веществ во внутреннюю среду организма (кровь,лимфу);

3. Выделение из организма непереваренных и невсосавшихся остатков пищи;

Функции полости рта.

Ротовая полость –первый отдел пищеварительной системы, в который попадает пища. Она ограничена небом, щеками, челюстно подъязычной мышцей. В нее открываются протоки трех пар крупных и множества мелких слюнных желез. Слюна выделяется в ротовую полость околоушными, подъязычными и подчелюстными парными железамии более мелкими, разбросанными по всей ротовой полости. Все железы в сутки выделяют за сутки около 1 литра слюны. На 98-99% слюна состоит из воды и имеет слабощелочную реакцию. Слюна содержит фермнты: амилазу и мальтазу. Амилаза расщепляет углеводный полимер – крахмал – до дисахаридов (мальтозы), а мальтаза продолжает расщепление мальтозы до моносахаридов – глюкозы. В состав слюны входит белковое вещество муцин, который делает пищевой комок скользким. В слюне также содержится лизоцим бактерицидное вещество, частично обеззараживающее пищу.

Язык образован поперечно-полосатымимышцами и покрыт слизистой оболочкой. Он участвует в перемешивании пищи при жевании и помогает ее проглатыванию. Кроме того, в слизистой оболочке языка находятся многочисленные вкусовые рецепторы- для определения вкуса пищи.



В течение 10-20 секунд, в течение которых пища находится в ротовой полости, она измельчается, пропитывается слюной, и в пищевом комке начинается переваривание углеводов. Пережеванная пища при помощи движения щек и языка перемещается к корню. Мышцы сокращаются –мягкое небо поднимается и закрывает путь в носовую полость, а надгортанный хрящ закрывает пище путь в гортань. Мышцы ротовой полости, глотки и гортани сокращаются и комок пищи проходит в глотку и далее в пищевод.

Понятие пищеварительного конвейера

Последовательная цепь процессов, приводящая к расщеплению пищевых веществ до мономеров, способных всасываться - называется пищеварительным конвейером. Пищеварительный конвейер - это сложный химический конвейер с выраженной преемственностью процессов переработки пищи во всех отделах. Он охватывает все этапы от поступления пищи в ротовую полость, ее измельчения до полостного пищеварения, мембранного пищеварения и дальнейшего всасывания.

Схематически пищеварительную систему можно представить в виде трубки, которая проходит на всем протяжении тела от головы до его нижнего конца. Эту трубку можно сравнить с конвейером. По мере движения содержимого по «конвейеру» пищеварительного тракта в различных его участках последовательно совершаются определенные «операции» переработки пищевых веществ и переход окончательных продуктов пищеварения в кровь.

Последние достижения в области фундаментальных исследований работы пищеварительной системы существенно изменили традиционные представления о деятельности "пищеварительного конвейера". В соответствии с современной концепцией под пищеварительным конвейером понимаются процессы ассимиляции пищи от ее поступления в желудочно-кишечный тракт до включения во внутриклеточные метаболические процессы.

Что происходит с пищей в процессе пищеварения

Для поддержания обмена веществ и энергии и осуществления жизнедеятельности организма необходимо поступление из внешней среды органических и неорганических веществ. Содержащиеся в пище белки, жиры, углеводы и другие сложные органические вещества не могут быть усвоены организмом человека и животных без предварительной физико-химической обработки в желудочно-кишечном тракте, в результате которой происходит деполимеризация молекул питательных веществ. Образующиеся под влиянием гидролитических ферментов пищеварительных соков олигомеры и мономеры, лишенные видовой специфичности, поступают в кровь, лимфу и тканевую жидкость и включаются в метаболизм клеток. Комплекс процессов механической, физико-химической и химической обработки пищи, а также всасывание в пищеварительном тракте конечных продуктов гидролиза и называется пищеварением.

Ответить


Другие вопросы из категории

8 класс Биология

Вариант 1
Уровень А
1. Для млекопитающих основным признаком является:
1) непостоянная температура тела
2) наличие диафрагмы
3) обильные густые волосы на теле

2. К рудиментарным органам человека относятся:
1) трехкамерное сердце
2) хвостовые придатки (копчиковые позвонки)
3) наличие молочных желёз

3. Сколько камер имеет человеческое сердце:
1) две 2) три 3) четыре

4. Кто из названных предков человека жил раньше:
1) кроманьонцы 2) неандертальцы 3) человек разумный

5.В каких структурах клетки находится наследственная информация:
1) в АТФ 2) в хромосомах 3) в митохондриях

6. Сколько типов тканей выделяют у человека:
1) два 2)четыре 3)шесть

7.К какой системе относится глотка:
1) пищеварительная 2) кровеносная 3) мышечная

8. Железы внутренней секреции выделяют гормоны, которые поступают в:
1) кровь 2) кишечную полость 3) нервные клетки

9. Чем образовано серое вещество мозга:
1) телами нервных клеток 2) нервными волокнами
3) отростками нервных клеток

10.Спинной мозг – это часть:
1) центральной нервной системы
2) периферической нервной системы
3) видоизменённый нервной системой

11.Какая часть глазного яблока является выпукло-вогнутой линзой:
1) хрусталик 2) роговица 3) зрачок

12.Звуковые колебания из наружного слухового прохода в среднее ухо
передается через:
1) слуховые косточки 2) слуховую трубу 3) барабанную перепонку

13.Осязание – это способность воспринимать:
1) давление, прикосновение 2) боль 3) вкусовые ощущения

14.Антитела выделяют:
1) эпителиальные клетки 2) лимфоциты 3) эритроциты

Уровень В:

1. Из какого количества позвонков состоит крестцовый отдел позвоночника?
2. В одном сердечном цикле выделяют три фазы, сколько секунд длится первая фаза?
3. Какой витамин необходимо включить в рацион больного «куриной слепотой»?
4. Набор половых хромосом у мужчин?
5. Сколько оболочек имеет глазное яблоко?
Уровень С:

1. Где расположен орган равновесия и как его называют?
2. Что такое инстинкт?
8 класс Биология
Вариант 2
Уровень А:
1. К атавизмам человека относится:
1) многососковость 2) трехкамерное сердце 3) наличие диафрагмы

2.С кем можно обнаружить наибольшее сходство в строении тела
человека:
1) с пресмыкающимися 2) с рептилиями 3) с приматами

3. Первые простейшие орудия труда начал изготавливать:
1) человек прямоходящий 2) человек неандертальский
3) человек умелый

4. Сколько больших рас выделят в настоящее время:
1) три 2) четыре 3) шесть

5. Какая часть клетки выполняет покровную и защитную функции:
1) ядро 2) цитоплазма 3) мембрана

6.: Из чего состоит ткань
1) только из клеток 2) из клеток и межклеточного вещества
3) только из межклеточного вещества

7. Трахея относится к:
1) мышечной системе 2) дыхательной системе
3) кровеносной системе

8. При недостатке гормона поджелудочной железы -инсулина:
1) замедляется развитие скелета
2) нарушается работа половых гормонов
3) развивается болезнь – диабет

9. Из чего состоит белое вещество мозга:
1) из отростков нервных клеток 2) из тел нервных клеток
3) из тел и отростков нервных клеток

10.Спинной мозг выполняет в нашем организме:
1) только рефлекторную функцию 2) только проводящую функцию
3) рефлекторную и проводящую функции
11.Какая из оболочек глазного яблока придает ему цвет:
1) фиброзная 2) сетчатка 3) сосудистая (радужка)

12.Слуховые рецепторы находятся в:
1) барабанной полости 2) полукружных каналах 3) улитке

13.Орган обоняния находится:
1) в слизистой оболочке ротовой полости
2) в слизистой оболочке носовой полости
3) в слизистой оболочке языка

14.Альвеолы - это:
1) разветвления трахеи 2) легочные пузырьки
3) выпячивания легочных пузырьков

Уровень В:

1. Сколько процентов занимает вода, от общей массы тела человека?
2. Сколько резцов имеет каждая челюсть?
3. Какой витамин необходимо включить в рацион больного рахитом?
4. Сколько слоев различают в строении кожи?
5. Набор половых хромосом у женщин?

Уровень С:

1. Каковы заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?
2. «Повторение – мать учения», о какой памяти говорится в пословице?

Читайте также

Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость:

1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке

1) В каком отделе пищеварительного канала человека начинется пищеварение? 2) Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: "Кто хорошо

жует, тот долго живет".

3) Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?

4) Почему важно пережевать пищу?

5) Почему при долгом жевании картифеля ощущается сладковатый вкус?

6) Где образуется слюна?

7) Каким образом удобнее всего изучать функции слюнных желез?

8) Какие рефлексы носят названия безусловные(врожденные) слюноотделительные рефлексы, условные слюноотделительные рефлексы?

Заранее спасибо

1.Что такое пищеварение? а) предварительная обработка пищи; б) механическая обработка пищи; в) механическая и химическая обработка пищи. 2.Какое

значение для организма имеет пища? а) строительная функция; б) энергетическая функция; в) строительная и энергетическая функция. 3.Где вырабатывается желчь? а) в печени; б) в поджелудочной железе; в) в желудке. 4.К инфекционным заболеваниям кишечника относят? а) цирроз печени; б) гастрит; в) дизентерию. 5.Где начинается процесс пищеварения? а) в кишечнике; б) в ротовой полости; в) в желудке. 6.Как называется мягкая часть в центре зуба? а) эмаль; б) пульпа; в) дентин. 7.Где располагается центр глотания? а) в продолговатом мозге; б) в больших полушариях; в) в промежуточном мозге. 8.Пищеварительная система состоит: а) из органов, образующих пищеварительный канал; б) из органов, образующих пищеварительный канал, и пищеварительных желез; в) из органов пищеварения и выделения. 9.Ученый, изучавший работу пищеварительной системы: а) И.П. Павлов; б) И.М. Сеченов; в) И.И. Мечников. 10. Источником заболевания глистовыми заболеваниями может быть: а) недоваренная рыба, плохо прожаренная; б) недоброкачественная рыба; в) несвежие продукты. 11. Где происходит расщепление некоторых белков и молочного жира? а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в 12-ти – перстной кишке. 12. Где вырабатывается обеззараживающее вещество – лизоцим? а) в слюнных железах; б) в желудочных железах; в) в кишечных железах. 13. Функция ферментов слюнных желез – это: а) расщепление сложных углеводов; б) расщепление жиров; в) расщепление белков. 14. Где завершается расщепление питательных веществ? а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в толстом кишечнике. 15. Какова функция ферментов кишечных железок? а) расщепление белков, жиров и углеводов; б) дробление жиров на капельки; в) всасывание продуктов расщепления. 16. Где происходит всасывание воды? а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в толстом кишечнике. 17. Функция нервной ткани в стенках кишечника: а) волнообразное сокращение мышц; б) вырабатывает ферменты; в) проводит пищу. 18. Какова причина слюноотделения? а) рефлекс; б) измельчение пищи; в) наличие пищи. 19. Какие условия необходимы для расщепления белков в желудке? а) кислая среда, наличие ферментов, t = 370; б) щелочная среда, ферменты, t = 370 в) слабо-щелочная среда, наличие ферментов, t = 370. 20. В каком отделе пищеварительного тракта всасывается алкоголь? а) в тонком кишечнике; б) в толстом кишечнике; в) в желудке. 21. Почему ранки в полости рта быстро заживают? а) из-за слабощелочной среды; б) из-за фермента лизоцима; в) из-за слюны. 22. За счет чего происходит всасывание веществ в тонком кишечнике? а) длинная; б) тонкая кишка ворсистая; в) много ферментов в тонкой кишке. 23. Почему физиологи печень называют продовольственным складом? а) вырабатывается желчь и хранится; б) регулирует обмен белков, жиров, углеводов; в) превращается глюкоза в гликоген и хранится. 24. Какой фермент желудочного сока является основным и какие вещества он расщепляет? а) амилоза, расщепляет белки и углеводы; б) пепсин, расщепляет белки и молочный жир; в) мальтоза, расщепляет жиры и углеводы. 25. Почему не перевариваются стенки желудка? а) толстый мышечный слой; б) толстая слизистая оболочка; в) большое обилие слизи. 26. Отделение желудочного сока действием пищи в ротовой полости является: а) безусловным сокоотделительным рефлексом; б) условным рефлексом; в) гуморальной регуляцией. 27. Где обитает бактерия кишечная палочка, назовите ее значение. а) в тонкой кишке, помогают расщеплению углеводов; б) в толстой кишке, расщепляет клетчатку; в) в слепой кишке, вызывает заболевание аппендицит. 28. Почему физиологи образно называют печень «химической лабораторией»? а) обезвреживаются вредные вещества; б) образуется желчь; в) вырабатываются ферменты. 29. Каково значение желчи в процессе пищеварения? а) расщепляются белки, жиры и углеводы; б) обезвреживает ядовитые вещества; в) дробление жиров на капельки. 30. В чем выражается соответствие строения пищевода его функции? а) стенки мускулистые, мягкие и слизистые; б) стенки плотные, хрящевые; в) стенки плотные, наличие соединительной ткани, внутри слизистая.

Вы находитесь на странице вопроса "что происходит с пищей в ротовой полости? ", категории "биология ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "биология ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Вопрос 1. У кого пищеварительная система сложнее – у коровы или у волка? Почему?

Корова – жвачное животное. Сначала рвет траву и глотает, потом отрыгивает, жует и опять глотает. Желудок жвачных животных состоит из нескольких отсеков. А у волка пищеварительный тракт почти как у человека. Поэтому пищеварение у коровы сложнее, чем у волка.

Вопрос 2. Что составляет внутреннюю среду организма?

У организма человека внутренняя среда представлена кровью, межтканевой и синовиальной жидкостью, ликвором и лимфой. Эти 5 видов жидкостей в комплексе и есть внутренняя среда организма.

Вопрос 3. Что вы знаете о внеклеточном и внутриклеточном пищеварении?

Внутриклеточное пищеварение представляет собой процесс, происходящий внутри клетки. Фагоциты - яркий пример использования этого способа гидролиза. Как правило, внутриклеточное пищеварение осуществляется с помощью гидролаз, расположенных в лизосомах. В процессе собственного (истинного) пищеварения у человека основная роль принадлежит полостному и пристеночному пищеварению.

Внеклеточное пищеварение (полостное) происходит в полостях пищеварительного тракта под действием гидролитических ферментов, причем секреторные клетки пищеварительных желез находятся на некотором отдалении. В результате внеклеточного пищеварения пищевые вещества распадаются до размеров, доступных для внутриклеточного пищеварения.

Вопрос 4. Вспомните, какие зубы у собаки и у лошади. Почему они такие разные?

У лошадей выделяют 12 резцов и 24 коренных зуба. Резцы зубов лошади предназначены для срезания травы, а коренные зубы для ее пережевывания, клыки никак не участвуют в процессе еды.

У взрослых собак имеется по 42 зуба, которые подразделяются на коренные (моляры и премоляры), резцы и клыки.

Эти различия обусловлены пищей, которую употребляют эти животные.

Вопрос 5. Для чего птицы заглатывают камешки и песок?

Желудок птиц – это жёсткий мускулистый мешок, наполненный мелкими камешками (или крупным песком). Камешки эти действуют, как жернова мельницы, перетирая твёрдую пищу, поступающую внутрь, делая её готовой для дальнейшего переваривания. Камешки постоянно перетираются, уменьшаясь в размерах и выводятся из организма с испражнениями. Поэтому птицы и клюют камешки, пополняя запас "желудочных жерновов".

Вопрос 6. К какому классу веществ относятся ферменты?

Ферменты относятся к белкам.

Вопрос 7. Почему система называется пищеварительной? Сформулируйте ответ на вопрос рубрики.

Вопрос 8. Почему необходимо «разбирать на части» готовые молекулы и «собирать» их заново?

Вопрос 9. Что такое внеклеточное пищеварение и в чём его преимущество?

Внеклеточное пищеварение происходит в полостях пищеварительного тракта под действием гидролитических ферментов, причем секреторные клетки пищеварительных желез находятся на некотором отдалении. В результате внеклеточного пищеварения пищевые вещества распадаются до размеров, доступных для внутриклеточного пищеварения.

Вопрос 10. Где происходит первичная механическая обработка пищи и начинается пищеварение?

В ротовой полости происходит первичная механическая обработка пищи и начинается пищеварение.

Вопрос 11. В ротовой полости очень много чувствительных нервных окончаний. Почему?

В ротовой полости расположен язык, который является органом вкуса, поэтому в ротовой полости много чувствительных нервных окончаний.

Вопрос 12. Во время еды подумайте о том, что происходит с пищей в ротовой полости.

В полости рта определяется вкус пищи, начинается ее первичная механическая и химическая обработка. Пища измельчается (разжевывается), смачивается слюной (имеющей щелочную реакцию), формируется пищевой комок. Пища остается в ротовой полости не более 15-20 сек, поэтому действие ферментов слюны, начавшееся в полости рта, продолжается в полости желудка, пока пищевой комок не пропитается кислым желудочным соком.

Вопрос 13. Зачем во рту столько влаги? Сформулируйте ответ на вопрос рубрики.

Слюна смачивает пищевой комок и подготавливает его к перевариванию и проглатыванию, а муцин слюны склеивает порцию пищи в самостоятельный комок. В слюне обнаружено свыше 50 ферментов, которые относятся к гидролазам, оксиредуктазам, трансферазам, липазам, изомеразам. В слюне в небольших количествах обнаружены протеазы, пептидазы, кислая и щелочная фосфатазы. В слюне содержится фермент калликреин, который принимает участие в образовании кининов, расширяющих кровеносные сосуды.

Вопрос 14. Зачем человек разжёвывает пищу, ведь ящерицы, змеи, крокодилы и птицы этого не делают.

Хорошо измельченная и обильно смоченная слюной пища переваривается быстрее и с меньшим выделением желудочного сока. Быстрее достигается насыщение и человек не переедает.

Вопрос 15. Какие способы защиты зубов от разрушения вы знаете?

Способы защиты зубов от разрушения:

1. Непосредственная обработка зубов препаратами фтора и кальция. К таким препаратам относятся зубные пасты, гели, ополаскиватели.

2. Накладывание на зубы специальных герметиков, которые препятствуют скоплению кариесогенных веществ в области фиссур (то есть герметизация естественных углублений на поверхности зубов).

3. Прием специальных лекарственных препаратов, способствующих укреплению эмали зубов (например, фторсодержащих таблеток под контролем врача).

4. Скорректировать диету и выработать культуру приема пищи - ограничивать количество сладкого и мучного в рационе, не увлекаться перекусами.

Вопрос 16. Когда и как происходит смена зубов у человека? В чём её смысл?

Плановая смена зубов у детей приходится на возрастную категорию 6-7 лет, а первыми выпадают центральные резцы нижней челюсти. Дополнительные симптомы этого естественного процесса отсутствуют, а остаться с дыркой во рту малыш может ночью или во время употребления пищи. Следом верхняя челюсть тоже лишается своих центральных позиций, доставляя чувство общего дискомфорта. К тому же на начальной стадии возникают определенные проблемы с пережевыванием пищи, дикцией. Заканчивается этот естественный процесс к 12-14 годам, когда лезет последний постоянный моляр.

Вопрос 17. Как внешний вид зубов связан с их функцией?

Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части полости рта расположены резцы – зубы с режущим краем, которые выполняют функцию откусывания пищи. По бокам от резцов находятся клыки – конусовидные зубы, предназначенные для отрывания кусочков пищи. Далее располагаются малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Эти зубы более крупные. У них есть жевательная поверхность и они имеют более одного корня. На жевательной поверхности таких зубов имеются углубления, называемые фиссурами. Эти зубы измельчают и перемалывают пищу.

Вопрос 18. Какой вид зубов отсутствует среди молочных?

Среди молочных зубов отсутствуют малые коренные зубы.

Вопрос 19. Отчего болят зубы?

Боль в зубах является своеобразным сигналом организма развития воспалительного процесса в зубах, поэтому основной задачей при ее возникновении становится визит к специалисту с целью выявления причины. Среди огромного перечня заболеваний зубов ведущее место принадлежит кариесу, пульпиту, периодонтиту и перикорониту.

Так можно сказать о человеке, который любит много говорить и не по делу. Таких трудно выдержать потому что они все время говорят и говорят даже не дают слова сказать. Поэтому в народе придумали название язык без костей для такой категории людей.

Вопрос 21. Какие химические процессы начинаются во рту?

В ротовой полости происходит расщепление углеводов под действием белка амилазы до глюкозы

Вопрос 1. За что пищеварительная система получила своё название?

Такое название система получила не случайно. Так же как повар, приготавливая вкусные блюда, делая продукты более доступными для пищеварительной системы, так и в процессе пищеварения питательные вещества и энергия, заключенные в пище, становятся доступными каждой клетке нашего организма.

Вопрос 2. Что происходит в ротовой полости?

В полости рта определяется вкус пищи, начинается ее первичная механическая и химическая обработка. Пища измельчается (разжевывается), смачивается слюной (имеющей щелочную реакцию) , формируется пищевой комок. Пища остается в ротовой полости не более 15-20 сек, поэтому действие ферментов слюны, начавшееся в полости рта, продолжается в полости желудка, пока пищевой комок не пропитается кислым желудочным соком.

Вопрос 3. О чём свидетельствует зубная боль?

Появившаяся зубная боль свидетельствует о, возможно, серьезной проблеме, что требует незамедлительного обращению к стоматологу. Чем раньше будет оказана помощь, тем эффективнее и экономичнее лечение.

Вопрос 4. Как выгоднее запасать вещества – в виде крупных полимерных молекул или в виде мономеров? Почему?

Пища состоит из очень крупных молекул белков, жиров и углеводов. Их в организме надо разобрать на более мелкие части – мономеры. Из мономеров синтезируются органические вещества, свойственные каждому организму.

Вопрос 5. За счёт чего можно увеличить площадь поверхности какого-либо органа, не увеличивая его объёма? Приведите примеры.

Увеличить площадь поверхности органа можно если на его поверхности есть складки. Например, поверхность кишечника.

Вопрос 6. Какое яблоко вызовет выделения большего количества слюны – кислое или сладкое? Почему?

Максимальное раздражение вызывает кислый вкус, а не сладкий – поэтому кислое яблоко вызовет выделение большего количества слюны, чем сладкое.



Рассказать друзьям