1. О ком идет речь в этом описании?
Небогатый дворянин, переменивший множество профессий- от волжского бурлака до актера и писателя;легко разгибавший подковы, он спокойно и безнаказанно проходил в любое время дня и ночи в самые опасные притоны; художник Репин нарисовал с него одного из казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Гоголю,
ОТВЕТ:Гиляровский
2. кого А.С. Пушкин в своих стихах назвал так:
1) «Мой первый друг, мой друг бесценный »- ответ: товарищь и друг по лицею Пущин.
2) «Он взял Париж,он основал Лицей»-ответ: Петр 1
3) «Голубка дряхлая моя»-ответ: няня Арина Родионовна
4.О творчестве какого русского писателя идет речь в приведенном отрывке из книг Юрия Айхенвальда?
Итак, вся наша жизненная неблагодарность является только предварением того последнего комизма, который выпадает на нашу горькую долю в час посмертного расчета,и если бы даже красивы были наши образы теперь, то разоблаченные в раздетые, дрожащие и униженные, мы станем пер высший трибунал с «рожами кривыми».
5.В каком произведении А.С.Пушкина сторочка «Прошло сто лет» звучит во Вступлении?
ОТВЕТ:Медный всадник
6.Назовите время(века) ,описанное в следующих произведения:
1) «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя,
2) «Собачье сердце»М.А.Булгакова,
3) «Последний из могикан » Ф. Купера.
7.Что такае ямб? Приведите пример.
8. Перед вами изветный центон – составленное из разных известных поэтических отрывков произведение. Ваша задача – узнать, сторчки, их каких произведений здесь приведены и назвать автора.
В июне,в саамы зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий возвратясь,
По улицам Слона водили,
Известно, что слоны в диковинку у нас,--
Так за слоном толпы зевак ходили;
Какой-то Повар-грамотей
С поварни побежал своей,
Со всех дворов собак сбежалося полосотни,
Как вдруг из подворотни
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет,
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,только мука,
Однажды Лебедь,Рак да Щука…
9. в одном из стихотворений древнегреческий поэт Алкей противопоставил певца и цикаду. Как отозвалось это противопоставление в поэзии Ломоносова. Назовите произведение.
10. Назовите псевдонимы известных писателей, фамилии которых представлены ниже:
1) Аврора Дюдевен-Жор Санд
2)Самюэль Клеменс- Марк Твен
3)Жан Батист Поклен-Мольер
4) Анри Бейль- Фредерик де Стендаль
Лебедь, Щука и рак – басня Ивана Крылова, вышедшая в свет в 1814 году. Короткая басня Крылова – шедевр басенного жанра.
Басня Лебедь, щука и рак читать
На лад их дело не пойдет,
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Мораль басни Лебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Басня Лебедь, щука и рак - анализ
С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.
В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.
2 класс
Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Иван Андреевич Крылов
Ба́сня - это короткое, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
Герои басни
- Лебедь -рвётся в облака
- Рак - пятится назад
- Щука –тянет в воду
Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
Определение образов
Лебедь
Щука
Стремительный
Неповоротливый
Знает только своё дело
Знает только своё дело
Знает только своё дело
Мораль
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Дружно негрузно, а врозь хоть брось.
Где лад, там и клад.
Крылатое выражение
А воз и ныне там.
- Сказка
- Герои:животные
- События: помогают друг другу
- Вывод: добро побеждает зло
- Басня
- Герои: животные, птицы, деревья
- События:выступают в роли человека, показывают его недостатки
- Вывод: понять недостаток и исправить его
С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.
В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.
В процессе изучения литературы детям предстоит познакомиться с самыми разнообразными жанрами. У каждого из них есть своя особенность и красота. Изучая их, ребята углубляют познания о мире, а также о развитии литературы. Один из самых интересных и необычных жанров - басня. Она помогает в особой, иносказательной, форме донести важный и глубокий смысл. На примере анализа басни «Лебедь, Щука и Рак» мы покажем, как много значит изучение данного жанра для воспитания детей.
Возникновение
Басня - небольшое по размерам произведение, которое имеет преимущественно стихотворную форму и носит сатирический характер. Это - иносказательный жанр, что позволяет с помощью выдуманных героев (как правило, зверей) обличать нравственные и общественные проблемы.
Свою историю басня начинает в V веке до нашей эры. В то время ее создал Эзоп. Только иносказательная форма давала возможность вкладывать в произведение даже самые смелые мысли. В честь создателя она получила название «эзопов язык».
Тогда басни существовали лишь в устной форме. Записывать их стали приблизительно во II веке до нашей эры.
История создания произведения
Прежде чем приступить к анализу басни «Лебедь, Щука и Рак», необходимо знать, как она создавалась.
Сюжет является оригинальным и повествует о трех героях: лебеде, щуке и раке, которые совместными усилиями пытались сдвинуть воз с места. Однако их затея не увенчалась успехом.
Басня стала популярной, и ее по праву называют шедевром русской литературы. Мораль, которая заключена в произведении, раскрывала проблемы, которые остаются актуальными и в наше время.
Иван Андреевич Крылов видел, как общество, которое стремится сделать жизнь лучше, на самом деле, двигается в противоположных направлениях. А исключая возможность совместной и продуктивной работы, оно лишает себя такого желанного достижения цели. Не только эта басня, но и другие сатирические произведения автора подвергали критике царскую власть, а также поведение различных чиновников.
Персонажи
Чтобы подготовить анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» необходимо выделить действующих персонажей:
Лебедь. Его стихия - воздух, потому он отчаянно стремится вверх.
Рак - как и в природе, пятится назад.
Щука - тянет воз в воду, но безрезультатно.
Анализ
Использование животных в качестве персонажей не случайно. Как правило, их поведение продиктовано инстинктами и предсказуемо. На этом и строится сюжет басни.
На первый взгляд, проблема состоит лишь в том, что герои не могут найти общий язык. Их действия несогласованны, а потому не приносят результата. Однако все несколько сложнее.
Анализ басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак» обнаруживает и другую проблему. Все люди очень разные: их характеры, образ мыслей и действий непохожи. Автор показывает это на примере животных.
Лебедь искусно парит в небесах. Рак, напротив, двигается по суше, уверенно, но только назад. Вперед он не в силах сделать и шага. Щука и вовсе может лишь плавать.
Для успешного продвижения им необходимо не только договориться о совместной работе, но и принять, что не каждый из них должен делать то, что ему под силу.
Необходимо принимать себя таким, какой ты есть. Если лебедь способен прекрасно летать, то не стоит запрягать его в повозку, словно лошадь. Не всех можно переделать.
Согласно сюжету басни, герои действуют по-своему, но даже не пытаются договориться. Каждый стремится выбиться в лидеры, чтобы двум остальным героям пришлось последовать за ним как за более сильным. Но в результате воз не двигается с места.
Голос народа
Анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» показывает, что автор не говорил о таких злободневных вещах лишь с целью выразить личное недовольство. Он выражал общее настроение простого народа, который нуждался в помощи, но чиновники и царь оставались глухи к их просьбам. Обсуждая и планируя новые законы и проекты, они лишь тянули тот же народ и страну в разные стороны, не давая им развиваться в одном направлении.
Иван Андреевич считал, что чиновники обладают только положением, но нехватка образования, воспитания и культуры делает их неспособными придумать решение для проблем государства.
Краткий анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» позволит ребенку лучше понять произведение, получить ценный урок, развить воображение. Одним словом, многое понять, многое переосмыслить, сделать определенные выводы.
Есть у И.А. Крылова басня «Лебедь, щука и рак». Мораль пока рассматривать не будем. Вспомним современную байку. Новый диван купил себе мужчина и пытается занести его в квартиру. Застрял диван - ни вперед, ни назад. Попросил соседа по площадке помочь. Тот охотно взялся. Теперь тащат вдвоем. Стараются, упираются, пыхтят, пот льет градом - а диван как стоял, так и стоит. Наконец хозяин дивана говорит: «Всё. Хватит. Чувствую, что мы его никогда не внесем в квартиру». Изумленный вопрос помощника: «Так мы его вносим?!» Осталась вполне злободневной басня «Лебедь, щука и рак». Мораль в XXI веке ее так же актуальна, как и в XIX.
Одна из самых известных басен
Более двухсот басен написал ироничный писатель. В любом моменте бытия и быта он умел увидеть глупость и высмеять ее. Если спросить любого прохожего на улице, какие басни И.А. Крылова он помнит, то он не задумываясь назовет несколько. А также припомнит, что есть еще басня «Лебедь, щука и рак». Мораль, если попросим, быстро выведет.
Это русская классика, золотой фонд. Ну а в наше время такой была Фаина Раневская, которая афористично и метко, одной фразой, умела выставить на показ чью-то чванливость и т.п. Таким был и рано ушедший из жизни А сколько афоризмов и эпиграмм написал Не переводятся на русской земле люди, умеющие посмотреть с другого ракурса на происходящие события.
Как начинал писать гениальный баснописец?
Не сразу нашел жанр, в котором ему не будет равных, И.А. Крылов. Сначала он писал оперные либретто, трагедии, комедии - пьесы. В одной из комедий он сделал главным героем (под другим именем, конечно, но современникам это было понятно) известного литератора Я.Б. Княжнина. В комедии главный герой показан с иронией. Эта живая и смешная карикатура навсегда рассорила автора с драматургом. Была у Крылова неудачная попытка издавать сатирический журнал, а также он продолжал писать пьесы, эссе, памфлеты. Не осознавая, видимо, он набирался литературного опыта.
Басни
В 36 лет Крылов в Москве показал баснописцу И.И. Дмитриеву переводы басен Лафонтена. Их было всего лишь две, но Иван Иванович поддержал интерес Крылова к этому жанру, сказав, что он наконец нашел свое направление. Иван Андреевич был великолепным знатоком русского языка. Кроме того, он был склонен к насмешке и пессимизму и аллегорическому пересказу античных историй. Природа создала его для написания басен, а он, опубликовав три остроумных произведения в 1906 году, снова написал сатирические пьесы и принялся за комедию в стихах. Наконец в 1808 году он отдает в печать семнадцать оригинальных басен. На следующий год издает томик, состоящий из двадцати трех басен. Он получил заслуженный успех у современников, который далее будет сопровождать его по жизни. Несмотря на критику Н.А. Жуковского, читающая публика признала у Крылова самобытный, отличающий его от прочих литературных деятелей талант.
Его произведения были не случайными набросками вдохновения. Он тщательно работал над каждой басней, глубоко обдумывая каждое слово и деталь. Он стремился к максимальной краткости и афористичности, бережно сохраняя меткие русские слова. Нравоучения в конце басни исполнял так тщательно, что они быстро входили в пословицы.
Политический подтекст
В 1814 году была написана басня «Лебедь, щука и рак», мораль которой выведена в первом трехстишии. Она была посвящена тому, что русскую общественность раздражали действия союзников Александра I после завершения войны 12 года. Басня была написана накануне Венского конгресса, который проходил позже, очень медленно, почти девять месяцев, в танцах и увеселениях, определяя другие границы европейских государств. Есть иной вариант. В ней показаны разногласия Государственного совета.
Как острая актуальная сатира на государство воспринималось это краткое сочинение современниками баснописца. Сегодня не вполне политически читается басня «Лебедь, щука и рак». Мораль, как правило, лежит на бытовом уровне. Но ее всегда можно прочесть как резкую и политически злободневную.
Басня Крылова «Лебедь, щука и рак»
Это произведение было издано в 1816 году в сборнике «Новые басни». В нем всего двенадцать строк. Действуют три персонажа - птица, членистоногое и рыба. Им надо перевезти воз с небольшой поклажей. Он нетяжелый. Все должно пройти быстро и хорошо. Каждый по-своему старается изо всех сил. А воз ни с места. Вся беда состоит в том, что Лебедь взмывает в небо. А по-другому он и не может. Рак двигается так, как и положено Раку, - назад. Третий товарищ, Щука, конечно, направляется к воде. Какая мораль басни «Лебедь, рак и щука?». Виноватых автор не ищет. Он прямо говорит, что судить их не нам.
А что воз как стоял на одном месте, так и стоит, то потому, что общее дело надо делать согласованно, по единому плану. И нужен главный, тот, кого все будут слушаться. А если каждый будет что-то делать по собственному усмотрению, то ничего и не получится. Как это случилось с тремя горемыками. Такова жизненная и простая мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука».