Боязнь сойти с ума. Тора и психология

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Детская школа программирования «Алгоритмика» в рекордные сроки превратилась из скромного начинания четырех предпринимателей в международную сеть, раскинувшуюся на 7 стран. Число посетителей ее курсов за два года выросло с нескольких десятков до десятков тысяч, а количество точек присутствия перевалило за полсотни (они действуют более чем в 60 городах). Выручка компании за 2017 год составила 140 млн рублей, операционная прибыль (по расчетам Inc.) - около 35 млн рублей. Основатели «Алгоритмики» Андрей Лобанов, Михаил Лебедев, Ренат Асадов и Андрей Чернышев рассказали Inc., как удерживают клиентов с помощью больших данных, зачем отправляют к франчайзи «тайных посетителей» и благодаря чему перевыполнили план по франшизам в три раза.

Школы программирования «Алгоритмика» захватили российский рынок быстро и практически бесшумно: всего за два года они увеличили штат с 5 до 80 сотрудников, а число учеников увеличилось с 50 при запуске первой «Алгоритмики» в Москве до нескольких десятков тысяч в школах в России и еще 6 странах сегодня. Чтобы справиться с челленджами (они неизбежно возникают при столь быстром росте), основатели стартапа постарались автоматизировать все что только можно - найм преподавателей, поиск партнеров по франчайзингу и контроль качества работы школ.

«Алгоритмику» создал в 2016 году бывший консультант McKinsey

Андрей Лобанов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Андрей Лобанов. К тому моменту у него уже был успешный собственный бизнес – образовательный проект «Синхронизация», где слушателям предлагают лекции о науке и искусстве (компания прибыльна и работает до сих пор).

Мне всегда хотелось сделать большую историю, а «Синхронизация» с лекциями не могла стать глобальной. Я стал думать о самых востребованных профессиях 21 века, быстро дошел до идеи создать школу программирования и начал всем о ней рассказывать - по реакции понял, что попал в точку, - вспоминает Андрей Лобанов.

На роль руководителя продукта Лобанов позвал своего знакомого Михаила Лебедева, а тот, в свою очередь, привел на должность технического директора своего школьного друга Андрея Чернышева. Позже к партнерам присоединился финансовый директор Ренат Асадов.

В проект Лобанов вложил 3 млн рублей из собственных накоплений. Дальнейшие инвестиции стартап привлекал уже в процессе работы - три бизнес-ангела (по данным Контур.Фокус, ими стали инвестор Михаил Цыферов, консультант McKinsey Семен Яковлев и предприниматель Руст Илгар) вложили в компанию 15 млн рублей. Деньги пошли на разработку образовательного контента, маркетинг и создание IT-системы – привлекали дизайнеров, использовали помощь других разработчиков, покупали сервера. Первые курсы основатели вели сами - все, кроме Чернышева (у технического директора и так было полно забот с разработкой).

Систему разработали всего за полтора месяца - все это время предприниматели буквально жили на работе. Параллельно они арендовали три площадки для проведения курсов в Москве - на Чеховской, Юго-Западной и в ДК «ЗИЛ». Чтобы привлечь учеников, постили объявления на своих страницах в Facebook – так пришло порядка 10 детей знакомых знакомых.

В результате к сентябрю на каждой площадке запустили по две группы (в каждой – по 10 человек). А уже спустя пару месяцев наняли первых двух преподавателей со стороны. По словам Лобанова, группы стали самоокупаемыми с самого начала - «родители платят за занятия, мы из этих денег платим преподавателям и площадке».

«Алгоритмика» появилась в нужное время и попала в тренд: программирование стало пользоваться огромным спросом среди школьников и их родителей, и желающих учиться было хоть отбавляй. Кроме того, школа с самого начала старалась предлагать познавательный контент, который пересекался бы с другими уроками (географией, физикой, биологией), и отслеживать с помощью IT-системы, насколько школьники вовлечены в процесс. Неудивительно, что уже спустя полгода после запуска «Алгоритмики» появились первые желающие купить франшизу – предприниматели из Калуги и Саратова обратились к партнерам еще до того, как они разработали франчайзинговое предложение.

С этого момента начался бурный рост компании - уже за первый учебный год (2016-17) число ее учеников выросло в 30 раз. Перед основателями «Алгоритмики» встала задача реорганизовать бизнес-процессы, а именно – наладить контроль за работой школ в регионах и автоматизировать процесс отбора педагогов и франчайзи. Предстояло также перестроить работу отделов и процесс коммуникации так, чтобы сохранить мотивацию команды и не потерять связь с тем, что происходит на всех уровнях компании.

Автоматизировали отбор преподавателей - увеличили число педагогов до 400 человек

В образовательном процессе минимум 50% зависит от педагога. Поэтому мы уделяем много внимания отбору преподавателей. Сначала интервьюируем кандидатов вживую или по скайпу (в регионах), затем – проводим тестовое занятие с группой детей или смотрим видеозаписи с тестовых уроков. Нам не важно наличие диплома педагога, главное – чтобы человек умел и хотел работать с детьми, был ориентирован на мотивацию ребенка. Сейчас мы принимаем на работу одного из 10 кандидатов, а в регионах и того меньше: проходит в среднем одна из 7,5 заявок.

Первых преподавателей нам советовали друзья и коллеги. Когда компания стала расти, мы стали выстраивать каналы лидогенерации для поиска педагогов. Сейчас размещаем вакансии на HeadHunter и в сообществах студентов и преподавателей. Но по-прежнему привлекаем и знакомых с опытом работы в образовании – пишем им в личку в соцсетях.

Год назад мы поняли: если мы сами будем с каждым кандидатом проводить живое интервью – просто не вырастем. Построили операционный отдел и наняли людей для отбора педагогов. Всех кандидатов на входе проверяют по созданным нами моделям и четким стандартам. Собеседования с педагогами наши сотрудники проводят по инструкциям – они знают, на что обращать внимание и как оценить навыки коммуникации по результатам тестового задания. Все это упростило процесс найма и помогло его автоматизировать - теперь мы можем быть уверены, что свеженанятые преподаватели не снизят планку качества. В


Михаил Лебедев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

результате к маю 2018 года мы увеличили число преподавателей в системе почти до 400 человек.

Когда преподавателей стало много, мы создали для них специальный курс по обучению работе с нашим продуктом . Это позволило тратить меньше усилий на адаптацию каждого конкретного педагога и обрести уверенность, что все они хорошо владеют материалом. Мы также добавили коучинг и стали собирать различные метрики работы преподавателей – чтобы контролировать качество преподавания.

Человеческий фактор мы потихоньку исключаем из процесса отбора преподавателей. Наша задача - автоматизировать процесс настолько, чтобы при необходимости за короткое время нанять тысячи преподавателей.

«Алгоритмика» в цифрах

~35

млн рублей - операционная прибыль за 2017–18 учебный и финансовый год

18

млн рублей - общая сумма начальных инвестиций

140

МЛН рублей - выручка за 2017-18 учебный и финансовый год

60

городов, в которых есть школы «Алгоритмика»

80

сотрудников работает в компании

>400

преподавателей в системе

Выстроили коммуникацию с отделами – сохранили контроль над бизнес-процессами

Когда бизнес растет – велик риск потерять связь с тем, что происходит в компании. Чтобы этого избежать, мы каждую неделю проводим встречи всего коллектива. Руководители направлений рассказывают, что у них произошло и над чем они работают в ближайшее время.

Из рабочих инструментов мы с самого начала используем Excel и Asana. Последнее особенно эффективно для компаний, в которых работают десятки людей. Планирование позволило нам вырасти до 60+ человек, но сохранить хорошую коммуникацию и не потерять контроль над бизнес-процессами.

Когда работаешь напрямую с человеком – знаешь как ему ставить задачу, исходя из его компетенций, сильных и слабых сторон. А когда у тебя есть отделы и руководители направлений - повлиять на конкретный результат гораздо сложнее. Нам пришлось по-другому выстраивать процесс контролирования и фидбека - делегировать максимум задач главам отделов (чтобы они разбирались, кому что поручить, и отвечали за конечный результат).

Когда нас было 10 человек – мы мыслили короткими горизонтами . Когда команда выросла в 4 раза, пришлось расписывать план работы на полгода вперед. Мы выстроили коммуникацию с отделами на уровне среднесрочных целей: руководители ставят сотрудникам целые блоки задач. Планируем в Excel на месяц (иногда – на три месяца), главное – чтобы отдел ориентировался на результат. И в конце месяца «трекаем» – насколько команда приблизилась к цели, что получилось, а что нет. Со временем накапливается статистика: какие направления движутся, а какие нет - это позволяет нам чувствовать пульс компании в каждый момент.

Проработали систему подключения новых партнеров – перевыполнили план по франшизам

Для привлечения партнеров мы запустили отдельную воронку. Мы искали франчайзи на конференциях и онлайн, таргетировали рекламу на бизнесменов из городов, где еще нет «Алгоритмики». Это позволило сократить временные затраты на поиск адекватных и заинтересованных партнеров. Стоимость привлечения одного франчайзи у нас оказалась примерно в 5 раз меньше, чем планировали.

Надо предлагать франчайзи максимально продуманный продукт - от этого зависит, насколько успешный бизнес он выстроит. Поэтому мы полностью проработали систему подключения новых партнеров к «Алгоритмике» - расписали им полный календарь действий (например, на этой неделе нанимает администратора, а на следующей – проводит собеседования с педагогами). Мы ведем бизнесмена за ручку по всем этапам - и с каждым новым партнером оттачивали эту систему. В результате мы перевыполнили собственный план по франшизам на прошлый год - вместо 10 открыли почти 40 (а в этом году планируем довести это число до 100).

Франчайзи обычно задают одни и те же вопросы. Чтобы упростить коммуникацию с ними, мы составили список действий по запуску школы, проводим вебинары по маркетингу, поиску педагогов и т. д. Каждую неделю созваниваемся с партнерами по франшизе и снимаем с них весь фидбек.

В регионах многое работает не так как в Москве. Например, если в столице библиотеки и школы могут пускать к себе наших учеников, то в провинции все запуганы и никогда в жизни не свяжутся с частной компанией.

К своим франчайзи мы направляем


Ренат Асадов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

«тайных посетителей» - они приходят на занятия и общаются с учениками и преподавателями. Так мы контролируем качество работы людей, которые от нас не зависят. Кроме того, наша IT-система снимает все возможные метрики – так мы можем отслеживать образовательные результаты детей (и в случае чего – быстро вмешаться и скорректировать результат).

В регионах маркетинг делать не умеют от слова «совсем». Поэтому мы взяли эту задачу на себя: помогаем партнерам таргетировать рекламу и распределять бюджет на разные направления. Таким образом франчайзи не тратят время на поиск поставщиков этих услуг (и снижают риски нанять некомпетентных людей), а могут сфокусироваться на качестве образовательного процесса и развитии бизнеса.

Научить партнеров работе с диджитал-рекламой было сложно. Они делали много ошибок или поручали продвижение столь же некомпетентному региональному агентству. Смотришь - а он бомбит рекламой по всему рынку или вообще настроил ее на другой город! Мы сначала пробовали делать коучинг-сессии, но потом решили продавать партнерам собственные услуги по продвижению. Тем самым решили сразу две проблемы - сняли ряд вопросов у франчайзи и нашли себе новый канал заработка.

Рынок школ программирования

Программирование стало популярным предметом обучения для детей: только в Москве за последние несколько лет открылось более 10 специализированных школ.

Самые крупные школы программирования

«Алгоритмика»

60 городов

«КодКласс»

1 город (45 школ)

25 городов

«Кодабра»

5 городов

Помимо отдельных частных организаций, курсы программирования часто запускают крупные IT-компании - например, подобные проекты есть у «1С», «Яндекса» и Мытищинской школы программистов («Московская школа программистов»). Собственную IT-школу развивает и Samsung.

Программированию обучают детей с 5-летнего возраста. Курсы длятся в среднем от 2 месяцев.

Поучаствовали в школьной акции - получили 4 млн заходов на сайт

Первых клиентов мы привлекали в буквальном смысле вручную. Постили объявления на своих страницах в соцсетях, сделали лендинг про курсы обучения программированию, ездили по школам и проводили презентации на выставках. Но самой эффективной оказалась таргетированная реклама в Facebook и «ВКонтакте» – благодаря ей пришло порядка 70-80% клиентов (остальные были детьми знакомых и знакомых знакомых).


Андрей Чернышев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

стали задействовать и другие соцсети, добавили контекстную рекламу и баннеры, партнерские программы, оффлайн-продвижение (присутствуем на ивентах, где появляются родители с детьми). Сейчас активно развиваем контент-маркетинг - работаем с блогерами, ведем тематические e-mail-рассылки. Но лучше всего у нас работают таргетинг и реферальные программы (за рекомендацию нас друзьям клиент получает скидку). На все уходит 3-4 млн рублей в месяц.

Мы удерживаем клиентов с помощью больших данных. Наша IT-система измеряет ряд параметров: например, родителю важно увидеть, сколько задач его ребенок решил, и оценить его успеваемость. Кроме того, измеряем увлеченность ребенка (например, отслеживаем, заходил ли он в систему из дома) и делаем выводы – интересно ли ему учиться, насколько хорошо сработал педагог. На этой основе можем подстраиваться под детей и делать программу все более персонализированной. И тогда они остаются с нами надолго.

Уменьшить отток клиентов нам помогли обычные звонки родителям. Отдел продаж интересуется причинами, по которым дети пропускают занятия – как правило, это уменьшает шансы на то, что ребенок просто забросит учебу.

Заключили контракт с Азербайджаном – увеличили общую выручку до 140 млн рублей

Мы с самого начала искали возможности для внедрения наших уроков в обычных школах. В конце концов весной 2017-го через общих знакомых удалось выйти на министра образования Азербайджана. На переговорах в Баку мы рассказали, что помогаем детям встраиваться в цифровую эпоху. Министру понравилось, и уже зимой 2017 года к нам подключилось 45 школ. По результатам пилота мы подписали трехлетний контракт на разработку и внедрение программы цифровых навыков для детей с 1 по 11 класс.

Убедить власти Азербайджана нам помогли горящие глаза и системный подход. Помимо IT, мы пообещали развивать еще и дополнительные навыки - под зонтиком программирования «пробрасывать мостики» в другие предметы. Например, один из сюжетов наших уроков - программы для робота на Марсе. Заодно мы объясняем, зачем там нужен кислород и как его производить - это пересекается с физикой, биологией и другими предметами.

IT-сфера в Азербайджане только начинала развиваться - а на такие рынки проще заходить. Рынок там большой, спрос есть - тем более, у нас с постсоветскими странам один язык и культура. Благодаря совокупности этих факторов мы получили мощное новое направление для бизнеса - к концу учебного (2018) года, вместе с ростом франшизы, это позволило нам увеличить общую выручку компании до 140 млн рублей.

ФОТО Getty Images

1. Страх смерти

Ситуация. У Андрея, 32 года, очень напряженный период на работе. После неприятного разговора с руководителем он вышел в коридор и почувствовал сильное сердцебиение. Андрей внезапно вспомнил, что его дедушка умер от инфаркта, и очень испугался того, что сейчас умрет. Такие приступы учащенного сердцебиения и панического страха стали повторяться ежедневно. Обследование врачей показало, что он совершенно здоров.

Комментарий эксперта: Это базовый страх, тесно связанный со многими другими – страхом войны, болезни, беспомощности… Но причины, которые его обостряют, могут быть разными. В ситуации с Андреем страх смерти запустил накопленный стресс. Усталость и перенапряжение часто вызывают сильные переживания, которые человек может счесть признаком опасного заболевания. Переживание трагических событий или сильная реакция кого-то из близких на смерть также вызывают этот страх. Чаще всего это случается с людьми, с которыми в детстве и юности не разговаривали о болезнях и умирании. У ребенка есть потребность, чтобы ему объясняли, что будет смерть и это неизбежно придется принять. Без такого опыта человеку будет трудно самому во взрослом возрасте разработать концепцию, которая поможет смириться с этим. В нашей жизни очень мало механизмов, которые спасают от страха смерти, один из них – религия. Поэтому сегодня, когда людям не свойственна по-настоящему глубокая вера, этот страх усиливается.

Задача психотерапевта: Помочь клиенту принять реальность и адекватно воспринимать возможные риски. То есть различать ситуации смертельно опасные и те, которые не так страшны. Например, тому, кто боится разбиться на самолете, важно показать, насколько мала вероятность такой гибели.

ФОТО Getty Images

2. Страх неудачи

Ситуация. Ольга, 43 года, на работе выкладывается по полной, а потом допоздна занимается домашними делами и помогает с уроками детям. Она стремится быть лучшей матерью, прекрасной женой и ответственной сотрудницей. И очень сильно боится, что у нее что-то не получится и она где-то допустит ошибку. Она опасается, что сделает ошибку и ее уволят за это. Иногда она думает, что из-за того, что она «плохая» мать (хотя на самом деле она много уделяет внимания своим детям), ее дети вырастут с психологическими проблемами и будут неуспешны в жизни.

Комментарий эксперта: За этим страхом обычно стоит перфекционизм. Такой человек уже с детства ориентирован родителями на достижение высоких результатов. Но некоторые в подростковом возрасте сами приходят к этой мысли: «Если я буду успешен, многого добьюсь в жизни, то буду чувствовать себя хорошим и буду нужен другим людям». Часто такой человек хочет быть лучшим сразу во всем, а значит, его тревога с чем-то не справиться многократно усиливается. К сожалению, у перфекционизма большая социокультурная поддержка. Страх неудачи – одно из последствий конкурентной культуры, проблема больших городов, где выживает сильнейший.

Задача психотерапевта: Снизить у клиента уровень перфекционизма, помочь ему замечать и ценить свои промежуточные достижения. Крайний перфекционист обычно мыслит в категориях «все» - «ничего», «победитель» - «лузер», поэтому ему важно научиться ставить реалистичные цели и осознавать, что один проект может быть успешным, а другой нет.

ФОТО Getty Images

3. Страх одиночества

Ситуация. У Надежды, 30 лет, есть молодой человек. Он ей не слишком нравится, но она очень боится, что так и не выйдет замуж, не родит детей и останется одна. Поэтому она всеми силами цепляется за эти отношения, готова мириться с тем, что ее не устраивает. Когда ее молодой человек кричит на нее и поднимает руку, она прощает его. Узнав о его измене, она подумала, что проблема в ней и она должна проявить больше заботы и внимания, чтобы партнер ее не бросил.

Комментарий эксперта: Огромную роль здесь играет давление семьи и социума: ты что, еще не родила, ты что, еще одна? Но есть и другой корень – нарушенная привязанность в ранних отношениях с матерью, страх быть брошенным, из-за которого человек ввязывается в отношения, которые его не устраивают. Он не верит, что может найти что-то лучшее и что способен удерживать рядом с собой других людей.

Задача психотерапевта: Укрепление самооценки. Человек, который принимает себя и уверен в своих силах, спокойнее относится к давлению общественного мнения, он может отказаться от отношений, в которых чувствует себя плохо, и подождать другой встречи.

ФОТО Getty Images

4. Страх неопределенности

Ситуация. Елена, 49 лет, опасается, что экономическая ситуация еще больше ухудшится, и она не сможет дать детям хорошее образование, а еще боится, что с детьми что-то случится, постоянно звонит им и шлет смс, а еще беспокоится о проблемах со своим здоровьем, причин которых она не понимает. Она постоянно думает о том, что что-то случится с ее квартирой, и возвращается домой, если ей кажется, что забыла выключить газ. В ее голове постоянно вертятся мысли, в которых она видит катастрофический исход любой ситуации.

Комментарий эксперта: Тревога перед будущим знакома каждому человеку, особенно она сильна в нашей стране. Но одни из нас готовы признавать ее как неизбежную часть жизни, а для других состояние неопределенности невыносимо. Все, с чем такой человек имеет дело, становится для него поводом для новых страхов. Толерантность к неопределенности (не) вырабатывается в детстве. Спокойный взрослый скажет: «Ну ничего, как будет, так и будет». Тревожные родители, напротив, склонны паниковать и жестко все планировать. Когда что-то из их планов срывается, ход жизни рушится. Обычно ребенок усваивает реакцию родителей на что-то непредвиденное.

Задача психотерапевта: Помочь клиенту принимать неопределенность в целом. Такие люди очень беспокойны, они бесконечно обдумывают все возможные варианты решения проблемы, что лишь ухудшает их состояние. Психолог учит их мыслить рационально: «Могу ли я изменить ситуацию? Тогда я ее меняю. Не могу – тогда стараюсь об этом не думать». В работе с этим страхом полезны и методики осознанности (тип медитации), которые позволяют оставаться в «здесь и сейчас» и не заглядывать в будущее.

ФОТО Getty Images

5. Страх потери контроля

Ситуация. У Михаила, 35 лет, во время какого-то рабочего спора возникло ощущение, что он сейчас вскочит и ударит коллегу. После этого он начал опасаться вообще всех своих негативных эмоций. Как только в нем поднимается злость, сразу в сознании появляется картинка, что сейчас он не сможет сдержаться и ударит собеседника. Эта мысль становится такой навязчивой, что все больше мешает ему общаться с окружающими.

Комментарий эксперта: Такой человек не видит разницу между эмоциями и поведением. Скорее всего, родители в детстве жестко запрещали ему проявлять негативные эмоции, и ребенок не смог уловить градацию чувств и действий. Он не понимает, что можно разозлиться, но это не приведет к потере контроля над собой. Сталкиваясь с сильными эмоциями во взрослой жизни, он испытывает сильный страх и старается пресекать любые негативные импульсы и мысли. Человек может чувствовать, что хочет броситься под поезд, – и перестает заходить в метро в страхе, что сделает это. Но в реальности такие импульсы почти никогда не приводят к потере контроля. Человек, который на самом деле склонен терять контроль (например, психопат), совсем не переживает по этому поводу.

Задача психотерапевта: Изменить поведение, а не мышление. Психолог проводит эксперименты, которые показывают клиенту: как бы он ни боялся потерять контроль, какие бы ужасные мысли ни приходили ему в голову, специально он не может его потерять. Постепенно человек учится различать эти вещи.

6. Страх страха

Ситуация. Василий, 41 год, страдал паническим расстройством и боялся умереть от сердечного приступа. Теперь, после обследований и подробных объяснений врачей, он понимает, что не умрет. Но при этом все симптомы паники сохраняются – колотится сердце, кружится голова, потеют ладони. В результате Василий стал бояться самих проявлений тревоги. У него даже нет четкой картины, что произойдет, но это состояние просто непереносимо.

Эта проблема есть у многих, хотя причины ее возникновения разные. Иногда в основе этого страха лежит недоверие и неосознанное повторение родительского поведения, а чаще - психологические травмы, как у одной из моих клиенток (хотя строго говоря, - в основе любого патологического поведения лежат травмы). Эту историю я и хочу рассказать, она очень поучительна, особенно для тех родителей, кто имеет двоих или более детей. А может быть кто-то вспомнит свою историю. Главное понять - причина есть всегда.

В данной истории моя героиня контролирует практически все, особенно, дочь. Собственно, с этой проблемой она и пришла ко мне: дочь запустила учебу, и она очень боялась, что дочь бросит школу, как она в свое время, пустится во все тяжкие ну и т.п. «Если я не проконтролирую, произойдет что-то ужасное, поэтому я все проверю или сделаю все сама - так надежнее». Конечно, в основе - недоверие к уму, памяти, ответственности, возможностям, способностям других людей. Поэтому для начала я дала ей очень хорошую технику для самостоятельной работы.

На следующем приеме с воодушевлением рассказывает: «Дочери (подростку) задали в школе прочитать книгу, я тут же залезла в интернет, скачала в электронном виде на планшет, чтобы у дочери книга была (ну как обычно). И вы представляете, я ей говорю, что книгу ей скачала, а она показывает книгу, которую взяла в библиотеке…» Моя клиентка была и удивлена, и обрадована одновременно тем фактом, что оказывается, дочь вполне способна сама решить многие вопросы, без ее участия и контроля, что собственно и требовалось в данной ситуации.

Когда стали разбираться, откуда у нее этот страх, вспомнилась следующая история: Когда Ане было 6 лет, у нее появился брат. Брату 3 месяца, мама легла спать с мигренью, брата положила на диван, посадила Аню рядом и строго-настрого велела сидеть рядом и не спускать с него глаз, пока не подойдет время кормления - «Через час разбудишь!» - велела мать. Аня просидела положенное время, мама продолжала спать, а ребенка нужно было кормить. А теперь почти дословно: я решила не будить маму, чтобы она выспалась и на меня не кричала (крик, недовольство и раздражение были нормой поведения для мамы), и пошла на кухню готовить ему еду. Брат еще не переворачивался, лежал спокойно.

Я на кухне, слышу крик ребенка, и пока я суетилась чтобы что-то сделать с едой, на кухню влетает мать и с размаху отвешивает мне пощечину, крича: «Я кому сказала - не отходить!» ну и еще много неприятных слов и нравоучений, суть которых - контролировать.

Ребенок первый раз перевернулся и упал с дивана, заплакал, мама проснулась… Конечно, ничего плохого с братом не произошло, плохое произошло с Аней - она получила травму - появился страх потери контроля. Аня никак не хотела расставаться с чувством вины, она продолжала считать себя виноватой в том, что отошла, ослушалась маму, что надо было сделать так, как она сказала. Вина ушла, когда я попросила произнести ее простые слова: «Я виновата в том, что я ребенок». Она расплакалась, и сказала: Нет, я не виновата в том, что я ребенок.

Здесь в который раз хочу обратить внимание на очевидные, казалось, бы вещи, которые редко учитываются при воспитании детей:
1. Нельзя перекладывать на старшего ребенка ответственность за младших детей. В данной ситуации маленькая девочка не могла предвидеть, что ребенок перевернется и упадет с дивана. Ей и так тяжело было высидеть целый час рядом с малышом. Она сама еще была маленьким ребенком.

2. Быть ребенком - означает в том числе что-то не знать, не уметь, не предусмотреть, баловаться, совершать ошибки, делать глупости, играть и многое другое. Ребенок - не взрослый. А в данной ситуации на девочку переложили обязанность взрослого, а потом еще и ответственность за то, что произошло.

У другой клиентки страх потерять контроль над ситуацией появился в связи с изнасилованием. Девочке было 16 лет, она со своим молодым человеком была на каком-то мероприятии на свежем воздухе, что-то типа демонстрации. Они пришли к ней домой, поели (родители, к слову сказать, были дома), перебрались в ее комнату, и она, уставшая, уснула. Этим и воспользовался молодой человек. Родители были и так очень жесткими, а тут такое… Молодой человек стал ее запугивать, и она долгое время не могла сказать родителям, боялась признаться, ну а когда сказала (пришлось, забеременела), в ответ услышала много гадостей, в том числе: Сама виновата…
Страх расслабиться, потерять контроль, чувство вины, не отпускали ее долгие годы, она перестала доверять людям…

Еще история, с другим контекстом, но по реакции родителей - даже хуже. У одного из моих клиентов кроме всего прочего сложные отношения с отцом. Они ненавидят друг друга, иначе не скажешь. Одна из историй, которая оставила очень тяжелый след в душе Александра: когда ему было 10 лет, они всей семьей поехали в гости к бабушке с дедушкой на Алтай. Вся родня собралась за столом, мальчику поручили следить за младшими детьми (5 и 3 лет), застолье было в самом разгаре, Саша с интересом слушал рассказы взрослых, когда родители спохватились: а где же мелкие? Кто-то вспомнил, что они с местными детьми пошли на водокачку, довольно опасное для маленьких детей место. Мама побежала искать детей, а отец пришел в бешенство и жестоко избил старшего сына, причем бил ногами. Обида осталась на всю жизнь, испорченные отношения, и … - страх потери контроля…

Не хочется комментировать, читайте, думайте, осознавайте, вспоминайте, причина всегда есть…

Попова И.В. Статья охраняется законом об авторском праве.

Просмотров (3309)

Вы уставали настолько, что боялись сойти с ума, перестать управлять ситуацией и собой? Страх сумасшествия (лисофобия) – крайняя форма боязни потерять контроль над собой. Но эта фобия встречается редко, чаще люди боятся впасть в гнев, истерику, ярость и совершить непоправимую ошибку. Или оказаться в состоянии беспомощности, стать заложником ситуации.

В психологии под контролем над ситуацией подразумевается уверенность человека в себе и своей безопасности. В ситуации, когда человек не чувствует достаточного контроля, возникает в реальном или воображаемом порядке. Так развивается , стремление к составлению списков, попытки контролировать других людей, .

Страх потери контроля – тревожное состояние, сопровождающееся волнением. Наверняка вам приходилось сдавать экзамены, и думаю, не всегда вы были готовы на 100 %. Что чувствует неподготовившийся студент? . Он боится потерять контроль и завалить экзамен. Вот и человек, не готовый к жизни, боится потерпеть неудачу.

Потребность в порядке заставляет искать иллюзорные способы контроля. Так рождается увлеченность гороскопами, гаданиями, вера в приметы и суеверия, амулеты и прочее.

Потребность в контроле и безопасности – первичная, физиологическая потребность. Она есть у любого человека. Потому в кризисной ситуации социальной, политической или экономической нестабильности общества люди растеряны и запуганы.

Кстати, таким сознанием проще управлять. Иногда ради этого народ запугивают специально, транслируя в СМИ провокационные новости. В эти моменты нужно обязательно помнить о внутренних Это позволяет сохранить рациональность и снова почувствовать контроль.

Причины страха

Страх потери контроля не является самостоятельной проблемой. Это вид панического или или следствие , .

На развитие страха беспомощности влияет ряд факторов:

  • неуверенность;
  • повышенная тревожность;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • депрессивные наклонности;
  • перегрузки нервной системы;
  • чувство неопределенности будущего;
  • повышенное чувство ответственности;
  • перфекционизм;
  • попытки тотального контроля над миром и собой;
  • неудовлетворенность жизнью;
  • непосильные и многочисленные обязанности.

Люди, подвергшиеся в детстве тирании, чувствующие опасность, больше остальных подвержены паническим атакам, тревогам и страхам. Негативно отражается в условиях требовательности, повышенной моральной ответственности и ожиданий. Как один случай жестокого наказания за ошибку, так и систематические условия напряжения в будущем формируют страх потери самообладания или утраты контроля над ситуацией.

Что вызывает страх у ребенка:

  • алкоголизм, драки и скандалы родителей (он не способен контролировать их поведение, никогда не знает, чем закончится очередной скандал);
  • жесткие наказания за забытую чашку или испачканную рубашку;
  • требования сидеть с младшим братом и наказание при неудачах (например, малыш ударился).

Страх потери контроля формируется после повторяющихся стрессовых ситуаций. Если в каких-то условиях человек испытал сильное волнение, с трудом сохранил самообладание, например, вышел с достоинством из , то при повторяющихся похожих ситуациях внутреннее напряжение нарастает. Индивид боится, что ситуация повторится, но он не сможет с ней совладать.

Другой пример – на улице девушка столкнулась с неадекватным подвыпившим человеком и чудом от него спаслась. В этом случае для формирования страха будет достаточно одного случая. Аналогично действует ДТП. Авария или занос машины, не закончившийся аварией, закладывает страх повторения ситуации с неблагоприятным исходом.

Собственный негативный опыт потери самообладания – еще одна причина страха потери контроля. Кроме этого, фобия развивается в ситуации наблюдения (человек видел, как кто-то потерял контроль над собой или ситуацией).

Страх потери контроля усугубляется в ситуации нестабильности, в периоды кризисов личности, внутренних или внешних изменений, не поддающихся объяснению. Когда человек ощущает, что внутри него что-то изменилось, например, резко меняются интересы или из-за хронической усталости заметно ухудшилась память, то страх дальнейших ухудшений и полной потери контроля над собой усугубляется.

Как избавиться

Осознайте, что страх потери контроля базируется на недоверии к себе, миру, конкретным людям. На самом деле речь идет не о страхе, а об ответственности, планировании, способностях и возможностях. При каких условиях человек не становится заложником обстоятельств:

  • он уверен в себе;
  • у него адекватная ;
  • он хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках;
  • человек умеет преодолевать ;
  • он знает, в каком направлении двигается и каков ;
  • у него есть жизненный план.

Похож ли этот портрет на вас? Если нет, то определите, какой пункт нуждается в доработке. Начните работать.

Причина страха потери контроля – и , вытекающее из нее. Каждый, кто боится потерять контроль, винит себя за что-то в прошлом, не простил ошибку.

Если это ваш случай, то осознайте причину вины. Теперь подумайте, виновны ли вы на самом деле? Вероятно, в той ситуации вы не обладали должными знаниями или умениями. Но теперь вы опытны и умны. А если нет, то приобретите недостающий навык. Так люди, боящиеся подвергнуться нападению, идут на курсы самообороны. А студент, попавший однажды впросак, активно расширяет кругозор и развивает эрудицию. Теперь он с кем угодно вступит в полемику, но уже не будет высмеян.

С травмами самостоятельно справиться получается не всегда. Если корни заложены в детстве, то устранение неуверенности или повышение самооценки – маскировка, а не решение. Список возможных психотравм бесконечен. Но если выделить их общую суть, то речь идет о предательстве, утрате доверия, унижениях, одиночестве, обвинениях.

Для полноценного избавления от страха потери контроля нужно обратиться к психотерапевту, так как это элемент расстройства или состояние, предшествующее ему.

Юлия

Меня беспокоит моё душевное состояние. Постоянное чувство усталости которое выливается в гнев на супруга, старшего ребёнка десяти лет. Чувства отчаяния, вины, что я успеваю слишком мало дел сделать в течении дня. Когда происходят приступы гнева, мгновенно появляются суицидальные мысли, хочется сейчас же себя убить. Не очень часто, где-то 2-3 раза в месяц возникают слуховые галлюцинации, будто кто-то, вернее не кто-то, а мой муж меня окликает по имени. Я сама пугаюсь этих окликов. Так же постоянно преследует чувство, что меня мой муж не ценит, не хочет общаться, что у него одна цель, использовать меня как домработницу. При всех моих подозрениях и мнительности, я отдаю себе отчёт в том, что это всего лишь мои навязчивые мысли. Но, когда приходит очередной приступ гнева, паники, ощущения безысходности, желания спрятаться и ни с кем не общаться, я не могу себя контролировать. Спасаюсь тем, что сразу же принимаю успокоительное. Без него мне не прийти в себя. Очень боюсь однажды потерять контроль над собой. Пытаюсь поговорить с мужем, но он резко уходит от разговора, говорит, что я психопатка, что меня нужно положить в психбольницу. После этих слов меня охватывает чувство сильного одиночества, я замыкаюсь в себе, мне не хочется ни с кем разговаривать, я плачу и ухожу из дома бродить по улицам. Свежий воздух приводит меня в чувства и я возвращаюсь домой.Посоветуйте, пожалуйста, как мне себе помочь. О себе: 34 года,замужем, высшее образование, 10 месяцев назад родила второго ребёнка. Сижу дома с детьми. До рождения ребёнка была очень активна, много работала. Даже когда ребёнок уже родился, по инерции работала. Сейчас не сил работать, какая-то психологическая зажатость, хотя возможность работать есть на дому. Работа творческая, связана с общением с людьми. Присутствует страх общения с людьми. Собственного голоса пугаюсь. Помогите мне пожалуйста. С уважением, Юлия.

Ну, с таким равнодушным отношением к Вашим проблемам ("я психопатка, меня нужно положить в психбольницу"), Ваши упреки мужу совершенно обоснованы. Как бы, и правда, не оказалось, что он Вам совершенно не сочувствует. А что касается Вашего эмоционального состояния, то оно вполне может быть связано с послеродовым периодом - слышали о "послеродовой "? Обязательно нужно обратиться к грамотному врачу-психотерапевту или психиатру, лучше не полагаться на то, что все само пройдет. Лечатся такие состояния очень хорошо и больше не возобновляются (разве что могут спровоцировать очередные роды). Всего доброго!

Консультация психотерапевта на тему «Потеря контроля над собой» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Врач-психотерапевт, психиатр, психолог-психоаналитик, кандидат медицинских наук, доцент, член экспертного совета и ведущий постоянных рубрик журнала «Наша Психология», член общественной организации «Российское общество психиатров».



Рассказать друзьям